«Переезд» Dodo Brands в Казахстан не повлияет на российских франчайзи холдинга

Холдинг Dodo Brands завершил редомициляцию из юрисдикции Виргинских островов в международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) в Казахстане, сообщила пресс-служба центра. Компания, основанная российским предпринимателем Федором Овчинниковым, развивается преимущественно по франчайзингу, и является одним из самых крупных и быстрорастущих российских франчайзеров в общепите. По данным Роспатента, в 2024 году она быстрее всех в стране увеличивала продажи франшиз, заключив в полтора раза больше договоров, чем в 2023-м. Для партнеров компании в России и в других странах после редомициляции, по сути, ничего не изменится, сообщили «Forbes Франшизам» в Dodo Brands.
Редомициляция означает, что компания сменила юрисдикцию, но сохранила при этом статус юридического лица, бизнес-структуру и текущие обязательства. Формально этот процесс завершился 12 июня 2025 года. МФЦА также сообщил, что в его юрисдикцию ранее уже перерегистрировались 14 международных холдингов, в том числе российский ретейлер Fix Price, также открывающий магазины по франчайзингу — правда, не так активно, как Dodo Brands. У Fix Price по франшизе работает чуть более 10% из 750 магазинов.
«Мы уверены, что присутствие компании в МФЦА не только усилит нашу экосистему, но и привлечет дополнительное внимание инвесторов к Казахстану и Центральной Азии в целом», — отметил управляющий МФЦА Ренат Бектуров.
Dodo Brands, по данным МФЦА, входит в число семи крупнейших фудсервис-компаний Европы, управляя более чем 1300 пиццериями и кофейнями в 26 странах Ближнего Востока, Европы, Африки и Юго-Восточной Азии. В России на начало июня работает 1015 пиццерий «Додо Пицца» и 84 точек по продаже кофе «Дримкит». В Казахстане — более 100 пиццерий и 14 кофеен, еще 33 пиццерии действуют в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане. Сеть развивается преимущественно по франчайзингу: до 95% точек в ней партнерские. В 2024 году ее выручка, по собственным данным, составила более $1 млрд, а число занятых сотрудников — 43 000 человек.
Основатель сети Федор Овчинников в мае 2024 года рассказывал в интервью BaitassovLive (YouTube-канал бизнесмена из Казахстана Арманжана Байтасова, издателя Forbes Kazakhstan), что юридическое лицо на Британских Виргинских островах компания создала в свое время для того, чтобы привлекать инвестиции от некрупных инвесторов. По его словам, эта юрисдикция позволила структурировать большое количество акционеров, тогда как по российскому законодательству это было сделать сложно. Овчинников озвучил в этом интервью планы перенести в будущем юрисдикцию Dodo Brands в Казахстан.
«Нам было важно выбрать юрисдикцию, в которой у компании уже есть реальная операционная деятельность. Поэтому редомициляция в МФЦА стала для нас логичным шагом: на территории Республики Казахстан находится корпоративный офис Dodo Brands и ведется значительная часть международного бизнеса. Кроме того, МФЦА предлагает развитую правовую и деловую инфраструктуру, соответствующую международным стандартам, что делает его еще более привлекательным для масштабирования нашего бизнеса», — цитируются в пресс-релизе МФЦА слова CEO Dodo Brands Дмитрия Соловьева.
Решение о редомициляции холдинга абсолютно вписывается в текущие тренды корпоративного управления, говорит сооснователь консалтинговой компании Futura Law Александра Курдюмова: «Сейчас структуры с BVI [British Virgin Islands или Британские Виргинские острова] становятся все менее удобными для компаний с российскими бенефициарами. Для начала, сами BVI включены в список недружественных России юрисдикций, что влечет сложности как на уровне открытия или ведения банковских счетов, так и в операционном плане». Все чаще связанный с Россией бизнес переносит свои международные холдинговые компании из BVI в Казахстан, Эмираты и другие более нейтральные юрисдикции, объясняет она.
Эксперт подчеркивает, что в случае с Dodo Brands в Казахстане перерегистрируются структура, заключающая франчайзинговые договор, но для партнеров компании это проблемы не составит: в МФЦА они продолжат работать в английской правовой системе, как и в BVI, то есть сохранят знакомую инфраструктуру — корпоративные соглашения, инструменты для инвесторов и т.д. В МФЦА применяется адаптированная версия английского права, но для большинства сделок этого вполне достаточно, уточняет Курдюмова. Холдингу не понадобиться перезаключать франчайзинговые договоры, проводить новый комплаенс в банках и как-либо менять отношения с контрагентами. Курдюмова добавляет, что технически в России можно было перерегистрироваться в специальных административных районах, но на практике компании стало бы сложно проводить международные платежи, что не подходит для тех, кто делает ставку на международное развитие.
Так что редомициляция позволит Dodo Brands избавиться от сложности работы с офшором, сохранив предсказуемую юридическую среду и все ключевые элементы своей бизнес-модели, заключает эксперт.
По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), Dodo Brands в прошлом году стала вторым российским экспортером франшиз после сети лабораторий «Инвитро», заключив с зарубежными партнерами более 200 франчайзинговых договоров. При этом Dodo Brands — лидер по числу освоенных международных рынков среди всех российских франчайзеров, отмечают в РАФ. И Казахстан — один из основных международных рынков для холдинга.