KIBERone запускает франшизу детских школ для цифровых дизайнеров

Одна из крупнейших российских IT-школ KIBERone запустила новую франшизу на рынке детского образования — школы цифрового искусства Renderia. Проект нацелен на обучение детей и подростков 8-15 лет работе с генеративным ИИ и цифровым профессиям, связанным с визуальными коммуникациями, таким как UX-дизайнер, моушен-креатор, специалист по цифровой моде, рассказали «Forbes Франшизам» в компании.
Первые три школы Renderia уже открылись в Екатеринбурге, а к сентябрю будет работать порядка 60 школ в России, Белоруссии и Казахстане, говорит основатель KIBERone Ольга Апалькова. Сейчас в KIBERone, стартовавшей в 2018 году в Екатеринбурге, более 1200 кибершкол в 36 странах.
«Мы фиксируем высокий спрос на цифровое искусство, и этот тренд усиливается с развитием искусственного интеллекта. Каждый второй родитель наших резидентов хочет, чтобы его ребенок освоил такую работу», — отмечает Апалькова. При этом при изучении рынка компания не нашла полноценных детских программ в сфере цифрового творчества, уверяет она, — есть или курсы по дизайну, или детские художественные школы, которые практически не дают знаний в цифровой среде. А для детей, родившихся после 2013 года (так называемого поколения альфа), важны именно они. В Renderia же, по ее словам, будут на примере реальных кейсов учить созданию изображений и видео с помощью нейросетей, навыкам визуального сторителлинга, цифровому маркетингу, разработке сайтов и 3D-моделированию.
«Альфы — первое поколение, родившееся со смартфоном в руках, и для них искусство давно вышло за рамки акварели и гуаши. Они также жаждут самовыражения, но бумага и холст кажутся им слишком узким полем для творчества. Их «художка» — это цифровые скетчи в Procreate, 3D-моделирование и генеративные нейросети», — объясняет Апалькова.
Вложения в открытие одной школы будут начинаться от 1 млн рублей, окупаемость — от трех месяцев. Как обещает компания, франчайзи смогут рассчитывать на прибыль в 500 000 рублей в месяц.
Создание отдельного трека обучения ИИ — модный тренд, и на этом направлении уже специализируется ряд молодых франшиз, отмечает руководитель отдела проектов и инноваций сети школ программирования «Алгоритмика» Сергей Евтеев. Сама «Алгоритмика» внедрила обучение работе с нейросетями в свою линейку курсов, ориентируя его на детей от 12 лет, говорит он.
В целом сегмент детских образовательных и развивающих франшиз быстро растет, указывает Андрей Ломтев, основатель сети школ рисования «Графика» и школы digital-дизайна для подростков и взрослых ArtTech. «Раньше быстрее увеличивался спрос на взрослое образование и обучение цифровым навыкам, но сейчас рынок перестраивается», — считает он. Ломтев также планирует сильнее адаптировать программы цифрового дизайна в ArtTech под использование ИИ. По его мнению, в ближайшее время спрос на навыки работы с нейросетями будет расти, а на традиционное художественное обучение несколько снизится, так как многие вещи в дизайне теперь делаются с использованием нейросетей. Предприниматель рассчитывает в ближайшие три года увеличить сеть ArtTech с восьми до 1000 школ, в том числе за счет открытия небольших центров — с инвестициями в пределах 2 млн рублей против 4 млн рублей в полноформатную школу.
Франшизы детского развития и образования были на первом месте по привлекательности для инвесторов в 2024 году, а в 2025–2027-м они уступят первую позицию медицинским франшизам, показал опрос экспертов рынка франчайзинга, проведенный порталом Topfranchise.ru.
Также необходимо учитывать, что рынок франчайзинга в целом замедляется, в том числе снижается спрос и на франшизы в сфере образования: с января по май 2025 года в каталоге Businessmens.ru на них поступило на треть меньше заявок, чем в том же периоде прошлого года, предупреждает главный редактор портала Евгений Звягин. Но, хотя на рынке работает не менее 10 франшиз по обучению детей цифровым навыкам, в целом ниша, куда выходит KIBERone, скорее свободна, считает он. Дело в том, что развитие рынка пока двинулось в другом направлении: многие франшизы концентрируются на обучении детей использованию нейросетей для бизнеса, например созданию чат-ботов и нейросотрудников, и с учетом этих факторов у опытного франчайзера KIBERone есть все шансы на успех его школ дизайна, считает эксперт. При этом компании следует учитывать негативные тенденции рынка при планировании стратегии и не завышать планку для партнеров, возможно, продвигая Renderia не только как отдельные школы, но и как дополнение для уже действующего образовательного бизнеса, полагает Звягин.