На деревню франчайзи: лучшие франшизы для маленьких городов

По данным Российской ассоциации франчайзинга, в 2024-м более 60% франшиз открылось в регионах, каждая пятая из них запускалась в городах с населением меньше 500 000 человек, а в этом году доля таких открытий заметно растет. Спрос на франшизы в городах с населением до 50 000 человек за последние полгода увеличился в полтора раза, сообщил «Forbes Франшизам» директор бизнес-направления «Авито Бизнес 360» Илья Дудковский по итогам изучения запросов на платформе. Сейчас на «Авито» размещено 290 000 объявлений о продаже франшиз.
«Мы видим устойчивый рост количества заявок из небольших городов с населением в 50 000 жителей, это очевидный тренд рынка», — подтверждает сооснователь и гендиректор квизов Ruda Games Руслан Гилязов.
Хлеб, зрелища и стройка
В лидерах спроса в небольших областных городах те же типы франшиз, что и в целом по всей стране — торговые, в сфере услуг и общепита, отмечает Дудковский. Но локальные предприниматели все больше интересуются франшизами в сфере строительства, развлечений и производства. Например, в Мурманской области во II квартале 2025 года спрос на них вырос соответственно в 3,5 раза, 2 раза и на 40%, показывают данные «Авито». В Ростовской области тоже сильно растет спрос на франшизы строительства (сразу в семь раз за полгода) и развлечений (почти в четыре раза), а также в сфере автобизнеса (на 28%) и IT (на 14%).
Жителям небольших населенных пунктов сейчас проще заняться бизнесом, учитывая большой выбор франшиз с низким порогом входа: так, в Апатитах Мурманской области, где спрос на франшизы с начала года вырос в два с лишним раза, сейчас за 500 000 рублей можно приобрести и запустить франшизу рыбного магазина, а в городе Аксай Ростовской области, где спрос увеличился на 42%, — франшизу магазина запчастей за 357 000 рублей, отмечает Дудковский.
Один из самых популярных вариантов франшизы во всех малых городах и населенных пунктах — это открытие ПВЗ, продолжает он. Онлайн-шоппинг активно проникает в жизнь жителей малых населенных пунктов по всей стране, что обеспечит спрос в любое время года.
Также в небольших населенных пунктах наблюдается значительный спрос и на франшизы маленьких магазинов площадью от 20 кв. м. Заметно растет число заявок на франшизу магазинов у дома «Авокадо» из поселков и деревень, сообщили «Forbes Франшизам» в компании. Франчайзинговые магазины «Около», входящие в X5 Group, успешно работают в населенных пунктах с постоянным населением более 1000 человек, говорит управляющий директор торговой сети Игорь Плетнев. Как правило, такие магазины открывают владельцы давно работающих торговых точек, которые решили войти в федеральную сеть. Они сохраняют ассортимент, отвечающий запросам местных жителей, и при этом получают доступ к федеральному ассортименту X5, который раньше не всегда доезжал до сельской местности в том числе потому, что у предпринимателей могло не хватать средств на его закупку, объясняет Плетнев. В «Около» они получают отсрочку платежа.
Но большие торговые форматы тоже готовы идти в городки, поселки и деревни. «У «Пятерочки» нет жестких ограничений по числу жителей в населенных пунктах при выборе локаций для открытия, этот критерий не является главным и единственным, — говорит директор департамента франчайзинга торговой сети Михаил Кольцов. — Локацию оценивает автоматизированная система, которая анализирует совокупность факторов помимо числа жителей на территории: уровень доходов, количество конкурентов, логистические возможности компании и много других параметров». Затем на место выезжает директор кластера, чтобы оценить ситуацию своими глазами и выслушать мнение потенциального партнера.
Шанс убедить компанию в перспективах локации есть, рассказывает франчайзи «Пятерочки» Дмитрий Бахарев. Два года назад он выбрал для открытия магазина место в пригороде карельского города Сортавала с населением менее 20 000 жителей, притом что в городе уже работало несколько сетевых магазинов. «Я знал это место, понимал, что это въезд в город и именно здесь будет удобно делать покупки жителям коттеджей и туристам, чтобы не ехать в магазины в центре города по пробкам. Коллеги из «Пятерочки» достаточно скептически оценивали место, но мои прогнозы оправдались — магазин успешно работает», — рассказывает франчайзи.
«Предприниматели из небольших городов, поселков и даже деревень в последнее время нередко обращаются за нашей франшизой, то есть их интересуют разнообразные современные форматы торговли», — рассказывает Вадим Балашов, владелец компании «Твоя полка», предлагающей франшизу магазина, в котором полки сдаются в аренду поставщикам и производителям. Но пока экономическая модель хорошо показывает себя в городах с населением не менее 250 000 человек. В тех, что меньше, просто не найдется достаточного количества подходящих партнеров-поставщиков, поэтому потенциальных партнеров приходится переориентировать на более крупные соседние населенные пункты, объясняет он.
Востребованность франшиз в малых городах растет, потому что сейчас любой житель страны, где бы он ни находился, имеет техническую возможность составить правильное представление о том или ином проекте, проверить его бизнес-модель, считает Балашов. Немаловажно, с его точки зрения, и то, что число обязательств и технических сложностей в бизнесе растет и предпринимателю-одиночке сложно справиться со всем ворохом проблем без несоразмерного увеличения сил, времени и расходов, потому многие ищут партнеров в лице франчайзеров, которые могут поддержать, направить, дать инструкции и регламенты по всем вопросам. В результате в маленьких городах франчайзинг сейчас даже более востребован, чем в крупных, заключает Балашов.
Франшиза как двигатель инфраструктуры
Еще один хороший вариант франшизы для маленьких населенных пунктов — разнообразные вендинговые автоматы, уверен предприниматель и автор YouTube-канала о бизнесе «Б значит бизнес» Никита Бурмистров. Свой бизнес он начинал с Санкт-Петербурга, где у него уже несколько вендинговых сетей, и в последнее время он все чаще рассматривает для установки автоматов небольшие городки Ленинградской области. «О том же говорят и мои коллеги по бизнесу», — добавляет он.
Автомат в маленьком населенном пункте может приносить даже больше прибыли, чем в мегаполисе, объясняет Бурмистров. «Для аренды под вендинг нужен всего один квадратный метр, но в Санкт-Петербурге найти хорошее место сложно: дорого — от 5000 до 15 000 рублей в месяц, долгие согласования и много конкурентов. В области же аренда от 2000 до 7000 рублей в месяц, выбор огромный, а конкуренция маленькая», — продолжает предприниматель. В итоге там гораздо легче подобрать хорошее место, где выручка будет даже выше, чем в большом городе. Недавно он установил автомат по продаже питьевой воды от компании «Источник здоровья» около одного из торговых центров в городе Сертолове Ленобласти с населением около 50 000 человек и доволен результатами: его аппарат оказался всего лишь вторым в городе, и выручка полностью оправдывает ожидания. Владелец бренда обещает при вложениях около 300 000 рублей, среднюю выручку в 50 000 рублей в месяц (при стоимости воды в 6 рублей за литр) и окупаемость за шесть–семь месяцев.
В магазинах небольших городов можно найти хорошие места для автоматов-хваталок с игрушками, а около кафе, шашлычных и других популярных у местного населения мест отдыха — для развлекательных автоматов, например, «Силомера» с боксерской грушей, позволяющего похвалиться мощностью удара, рассказывает Бурмистров. «Сейчас опять начался бум на такие автоматы, они приносят хорошую прибыль везде, где собираются компании парней с девушками», — отмечает он. Силомеры бренда Rocky Boxer в хороших местах приносят Бурмистрову до 60 000 рублей чистой прибыли в месяц при изначальной стоимости каждого в 250 000 рублей. В маленьких городках они сами по себе становятся частью местной инфраструктуры и создают точки притяжения, продолжает он.
Способность менять социальную среду, делать ее привлекательнее для жителей — важное свойство франшиз. «Мы заезжали в здание-коробку на пустыре, где ничего интересного вокруг не было, но почти сразу после открытия нашей «Пятерочки» вокруг сразу начали появляться другие магазины, кафе и кофейни, и сейчас здесь сформировался, по сути, местный центр. И так происходит в любом другом месте», — рассказывает Бахарев.
«Все больше предпринимателей из небольших городов запускают квизы и студии не просто как бизнес, а как способ привезти праздник в свой регион, — объясняет Руслан Гилязов. — Людям хочется живых эмоций, впечатлений, новых форматов — не только кафе, боулинга или караоке. И такие проекты становятся точкой притяжения в городе, где досуговый выбор часто ограничен».
Крупные бренды начинают ориентироваться на небольшие населенные пункты — например, некоторые адаптированные франшизы компьютерных клубов открываются уже в городах с населением от 10 000 человек и прекрасно себя чувствуют, потому что там вообще нет конкуренции, говорит главный редактор ресурса Businessmens.ru Евгений Звягин. Есть и обратное движение: на федеральный уровень выходят франшизы из небольших городов, что доказывает востребованность там франчайзинговой модели, и пример тому — сеть шаурмичных «Чапалах» из Орска с населением в 250 000 человек, продолжает он. Можно прогнозировать, что бизнес в таких городах во многом будет развиваться благодаря франшизам, и спрос на франшизы там, а также на франшизы оттуда будет постепенно увеличиваться, полагает эксперт.
