
Ювелирный холдинг Sokolov создает вендинговую сеть по продаже ювелирных украшений, сообщила пресс-служба компании. Уже установлены восемь аппаратов, в которых можно купить серебряные украшения в подарочных боксах. До конца 2026 года компания планирует расширить сеть до 1000 вендингов, и при этом рассматривает возможность их установки по франчайзингу, рассказал «Forbes Франшизам» директор по маркетингу Sokolov Даниил Хрусталев.
Пока аппараты установлены в основном в торговых центрах, рядом с фудкортами, кинотеатрами и другими развлекательными локациями — четыре в Москве и по одному в Казани, Воронеже, Костроме и Перми. Как считают в Sokolov, покупатели в подобных местах склонны к совершению спонтанных эмоциональных покупок, на что и рассчитан такой формат. Каждый автомат включает 150 подарочных боксов и должен приносить за год порядка 1,8 млн рублей.
По словам Хрусталева, до конца ноября компания в рамках пилотного проекта установит минимум 17 автоматов в аэропортах и крупных продуктовых сетях с высоким трафиком. «Мы не исключаем развития вендинговой франшизы Sokolov после успешного завершения пилота проекта собственной вендинговой сети», — отметил он. Компания, по его словам, уже фиксирует положительные результаты продаж.
Союз операторов торговых автоматов (СОТА) ранее оценивал долю франчайзинга на российском вендинговом рынке в 20%. При этом наиболее высока она в кофейном бизнесе, отмечал президент СОТА Леонид Нестеренко. По его мнению, вендинг становится подходящей точкой входа для начинающих предпринимателей, так как не требует высоких инвестиций и относительно прост в управлении. Приобрести автомат можно менее чем за 400 000 рублей. Кроме того, создать франчайзинговый пакет в вендинговом бизнесе проще, чем в других сферах.
Объем рынка вендинга в России в 2024 году СОТА оценивала примерно в 29 млрд рублей. В последние годы он быстро рос, увеличившись за пять лет в пять раз. Но, как ожидалось, его развитие в этом году затормозится. Весной в союзе предполагали, что значительная часть вендинговых автоматов в Москве может закрыться из-за повышения торгового сбора почти в два раза. Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов полагал, что продолжат приносить хорошую прибыль только автоматы, расположенные в местах с высоким трафиком и закрытой территорией, например в аэропортах.
По мнению Анны Рождественской, руководителя каталога Franshiza.ru, первая в стране сеть вендингов ювелирных украшений не может рассчитывать на массовое присутствие на рынке: такие изделия требуют индивидуальной примерки. «Покупки ювелирных изделий в основном эмоциональные, покупатели предпочитают рассмотреть и потрогать вещь, прежде чем решиться ее приобрести. У них должно возникнуть ощущение, что невозможно выпустить из рук вот эту вещицу. На российском рынке есть несколько франшиз, предлагающих открыть аппараты с бижутерией, но все они относятся к эконом-сегменту. Более дорогие вещи не могут продаваться в таком формате в том числе и из соображений безопасности», — говорит она. При этом, полагает Рождественская, для Sokolov развитие такой сети вендингов может стать хорошей возможностью увеличить географическое присутствие и целевую аудиторию. Но для этого компании необходимо найти достаточно подходящих локаций с высоким трафиком: например, такие аппараты будут уместны в цветочных магазинах, где люди настроены на покупку подарков, считает эксперт.
По словам Нестеренко, на российском рынке вообще очень мало вендинговых сетей, продающих дорогие товары. Один из немногих примеров — аппараты с контактными линзами, где средний чек превышает 1000 рублей. Обычно в автоматах реализуется продукция по цене 100–200 рублей. Проект Sokolov Нестеренко считает скорее удачным позиционированием компании и маркетинговым приемом, который позволит увеличить целевую аудиторию: компания получит много новых контактов, установив необычные аппараты.
