Степан Малышкин, «Велочка Гоу»: «Избавляем франчайзи от необходимости брать кредиты»

— Почему вы решили заняться электровелосипедами для курьеров? Был ли до этого опыт в бизнесе?
— До «Велочки Гоу» я занимался инвестициями в недвижимость и управлял капиталом в сфере флиппинга (покупка недвижимости, ремонт и перепродажа объекта за большую цену. — Forbes). Однако 2022-й и 2023 годы показали, что недвижимость теряет актуальность из-за высоких кредитных ставок. Я начал искать более перспективные ниши. Несколько раз побывал в Китае: там местные жители активно пользуются электровелосипедами, это быстрый способ передвижения в условиях городских пробок. Так я решил работать в этой сфере. Позже с несколькими партнерами мы основали «Велочку Гоу». Моя роль в компании — поиск инвестиций и управление капиталом. В общей сложности в «Велочке» и предыдущих проектах мне удалось привлечь более 400 млн рублей.
Сооснователь «Велочки Гоу» Кирилл Ладода — владелец трех крупных компаний, отвечает за стратегическое развитие и системное управление. У него огромный опыт в построении отделов продаж, маркетинга и развитии франчайзинговых сетей. Кирилл умеет вовлекать людей и задавать вектор роста. Еще один наш партнер, Ксения Чекмарева, ранее выстраивала операционные процессы — от взаимодействия с клиентами и стандартизации до юридического сопровождения, подбора партнеров и курирования разработки программного обеспечения. Мы с самого начала понимали, для чего создаем компанию и каких глобальных результатов хотим достичь: мы строим целостную экосистему, ориентированную на долгосрочный успех.
— Вы отметили, что ваша роль — поиск инвестиций, на что в первую очередь нужны деньги?
— Сначала инвестиции привлекались на разработку собственного программного продукта — единой цифровой платформы для управления сервисом аренды электровелосипедов. Это полноценная B2B-система для оцифровки всего велопарка: от учета техники и маршрутов до автоматизации процессов ремонта и технического обслуживания в собственной мастерской. Платформа закрывает две ключевые задачи: обеспечивает удобство для конечного пользователя и прозрачность — для операционной эффективности бизнеса. Помимо этого, мы находимся на стадии доработки приложения, которое позволит арендовать транспорт в любой точке города по гибким тарифам.
— Вы привлекаете портфельных инвесторов? Чем вы их заинтересовываете?
— Абсолютно верно. Привлеченные средства пойдут на экспансию: мы планируем нарастить флот до 3000 электровелосипедов уже в ближайшие месяцы. Для инвесторов, выбирающих модель прямых вложений в велопарк, предусмотрен прозрачный финансовый сценарий: полный возврат капитала и удвоение инвестиций за три года плюс стабильный ежемесячный денежный поток.
Акционеры, в свою очередь, могут получить еще больше. У нас уже есть собственная цифровая платформа, масштабируемая операционная модель, узнаваемый бренд и велопарк, который постоянно расширяется. На сегодняшний день подтвержденная оценка компании составляет 150 млн рублей. Уже в феврале 2026 года мы планируем провести следующий раунд по оценке в 500 млн рублей.
При такой динамике потенциальный рост стоимости акций для ранних акционеров может быть десятикратным за два года, а в долгосрочной перспективе можно говорить о 40-кратном росте стоимости акций, по мере выхода на новые рынки и продаж подписок на нашу технологическую платформу, которую мы планируем предлагать также другим участникам рынка. Инвесторы покупают не просто долю в сервисе аренды, а участие в компании с собственной IT-системой, растущим парком из тысяч электровелосипедов и планами по масштабированию в десятках городов.
— Что получают ваши франчайзи?
— Они получают не только готовую бизнес-модель, но и операционный старт «под ключ»: мы поставляем им велопарк, финансируемый инвесторами, а также передаем всю необходимую инфраструктуру — от мобильного приложения для управления велопарком до подробной базы знаний: стандарты работы персонала, чек-листы, а также полноценные обучающие программы для техников и ремонтников.
Самое главное — франчайзи получают уникальную возможность масштабировать свой парк без личных вложений. Мы привлекаем инвестиции в закупку электровелосипедов. Это избавляет партнеров от необходимости брать кредиты — в условиях, когда банки часто отказывают, это очень востребовано, — и позволяет сохранить собственный капитал для других целей.
— Какими вы видите перспективы рынка легких транспортных средств в России?
— Микромобильность — это не новый тренд, а реальность, спрос на электровелосипеды стремительно растет. В 2019 году было 200 000 курьеров, затем произошел рост в три-четыре раза. В 2024-м было полтора миллиона курьеров, в 2025-м стало миллион шестьсот тысяч. Курьеры заинтересованы в электрификации своих средств передвижения вне зависимости от климата. Всего лишь 10% от полутора миллионов курьеров — это уже 150 000. Ни у одной компании такого количества электровелосипедов сейчас нет. Со стороны курьеров есть постоянный спрос. Они работают и в жару, и дождь, и в мороз — это их хлеб. Электровелосипедам, как и любой технике, необходим уход, поэтому, помимо сдачи в аренду, необходимо формировать также сеть сервисов по их ремонту и обслуживанию.
— Где сегодня самые горячие рынки для вашего бизнеса и сколько ваших франчайзи может быть в одном городе?
— В мегаполисах вроде Москвы или Санкт-Петербурга спрос настолько высок, что позволяет эффективно работать десяткам франчайзи одновременно — при этом каждый может масштабировать свой парк от нескольких десятков до сотен велосипедов. На сегодняшний день мы присутствуем в 15 городах России и фокусируемся на районах с населением свыше 500 000 человек и развитой экономикой доставки. Особенно впечатляют темпы роста на юге: спрос на доставку еды в Краснодаре в период с января по август 2025 года вырос на 36% в сравнении с аналогичным периодом 2024 года; к июлю 2025 года доля заведений с доставкой еды достигла 64%.
— У вас есть несколько форматов франшизы, один из них, например, подразумевает первоначальный взнос в размере 790 000 рублей, на что он идёт?
— Франчайзи получает стартовый велопарк из десяти велосипедов. При успешной операционной деятельности и подтвержденной эффективности мы помогаем привлекать внешнее финансирование: это позволяет партнеру увеличивать парк вплоть до 1000 единиц — в зависимости от емкости локального рынка и его собственных амбиций.
Если же франчайзи начинает с велопарка, закупленного на средства инвестора и переданного ему в пользование, он зарабатывает за счет трех потоков — аренды электровелосипедов, их технического обслуживания и ремонта, а также продажи запчастей и аксессуаров. В текущих рыночных условиях совокупный доход может быть 300 000–500 000 рублей в месяц.
— Сколько вам должны платить франчайзи? И как быстро они могут окупить свои вложения?
— У нас есть разные пакеты, опционные предложения. Паушальный взнос может быть от 490 000 до 1 млн рублей, а роялти — 1000 рублей с велосипеда. Свои вложения франчайзи могут окупить за 3–6 месяцев.
— Какие у вас планы по развитию компании?
— Наша цель на ближайший год — не просто вырастить бизнес, а создать первую в России технологическую компанию в сфере микромобильности с рыночной капитализацией от одного миллиарда рублей. Этот ориентир основан на устойчивом спросе (более 1,6 млн курьеров и растущая доля электротранспорта), высокой воспроизводимости модели (быстрый запуск, финансирование парка портфельными инвесторами, окупаемость за 3–6 месяцев) и взрывном росте рынка в регионах с населением свыше 500 000 человек.
Для реализации этой стратегии у нас уже собрана сильная и опытная команда — с проверенными компетенциями в масштабировании, франчайзинге, логистике и управлении технологическими активами. Мы строим не сеть точек, а полноценную платформу — где франчайзи получают готовый бизнес, инвесторы — востребованный актив с прозрачной экономикой, а курьеры — надежную и доступную инфраструктуру для работы. Такой подход позволяет нам расти быстрыми темпами за счет воспроизводимости модели в новых городах и закладывает основу для охвата всей страны и дальнейшего развития бизнеса.
