Один из крупнейших вендинговых операторов Uvenco вышел на рынок франчайзинга

Вендинговый оператор Uvenco Бориса Белоцерковского вышел на рынок франчайзинга с кофейными корнерами Self Coffee, мини-маркетами Self и торговыми автоматами Uvenco, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на представителя компании. В следующем году группа рассчитывает открыть порядка 1000 локаций по франчайзингу, что составит 10% от общего числа новых точек.
Под управлением Uvenco находится более 15 000 автоматов по всей России, 800 мини-маркетов и более 2000 кофеен самообслуживания, что делает компанию одним из крупнейших в стране операторов автоматизированной торговли. Ее оборот в 2024 году составил 8,5 млрд рублей, в 2025-м она рассчитывает заработать 10 млрд рублей. На рынок Uvenco вышла в 2007 году, ее основатель Борис Белоцерковский развивал сеть игорных автоматов до 2009 года, когда этот бизнес был запрещен в России вне специальных зон.
Uvenco на своей странице, посвященной франчайзингу, сообщает о том, что в ее партнерской сети уже работают порядка 5000 партнеров, открывших разные форматы вендинга. Новым франчайзи пока предлагается на выбор два формата. Один из них — кофейня самообслуживания с инвестициями от 299 000 рублей, расчетной рентабельностью 50% и чистым доходом от 312 000 рублей в год. Второй формат для франчайзи — кофейный автомат с инвестициями от 49 000 рублей, рентабельностью 40% и чистым годовым доходом от 180 000 рублей.
Uvenco рассматривает франчайзинг как один из способов активного развития в регионах, рассказал «Коммерсанту» представитель компании. По его мнению, франшиза будет пользоваться спросом в том числе из-за ожидаемых изменений в налоговом законодательстве. Со снижением порога выручки для компаний на упрощенной системе налогообложения не платить НДС смогут только бизнесы с оборотом не выше 20 млн рублей в год. Операторы вендинговых аппаратов и кофеен самообслуживания, как правило, попадают в эти границы.
В Uvenco позитивно оценивают перспективы вендингового рынка, так как, по ее оценкам, ему далеко до насыщения. В России один автомат приходится в среднем на 500 человек, в США и Европе — на 50–100, в Японии — на 20. Эксперты более сдержанны в оценках. Руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская считает, что спрос на концепции торговых автоматов и автоматизированных кофе-корнеров будет ограниченным из-за высокой конкуренции в этом сегменте. По мнению Юрия Богомолова, основателя каталога франшиз Businessmens.ru, количество заявок на открытие кофеен снизилось в этом году на 32,3% по сравнению с прошлым годом. В то же время эксперт подчеркивает, что Uvenco сможет занять определенную долю рынка в любом случае благодаря известности бренда и низкому порогу входа в вендинговый бизнес.
Мини-маркеты могут вызвать у инвесторов больше интереса, чем кофейни, полагает Рождественская. Она уточняет, что в январе-сентябре 2025 года спрос на франшизы по продаже продуктов увеличился на 21% в годовом выражении.
Директор практики по стратегии роста и продаж «Рексофт Консалтинг» Кирилл Малышев отмечает, что открытие нового направления дает Uvenco возможность поддержать спрос на свое оборудование, что важно в условиях некоторого замедления вендингового рынка. По данным самой Uvenco, в 2025 году рынок вырастет лишь на 18,5% (до 141 млрд рублей) по сравнению с ростом на 58,7% годом ранее. Руководитель проектов практики «АПК и потребительский сектор» Strategy Partners Роман Самойлов связывает замедление темпов с увеличением торгового сбора, конкуренции и операционных затрат.
Во II квартале 2025 года рынок вендинговых автоматов в Москве сократился на 7% впервые за четыре года, сообщал Союз операторов торговых автоматов (СОТА). Это связано в числе прочего с ростом торгового сбора, который сделал нерентабельной работу многих точек. Он повысился вдвое — с 5184 рубля за квартал с одного аппарата до 10 244 рублей. В СОТА ранее предполагали, что из-за введения этой весной новых ставок, а также запрета на реализацию энергетиков несовершеннолетним в Москве может закрыться до половины аппаратов. Как сообщили в Uvenco, операторам вендинга пока не удалось компенсировать отказ от продажи энергетиков. Эта категория давала в среднем 5% выручки автоматов и относилась к высокомаржинальной.
Доля франчайзинга на рынке вендинга, по оценкам СОТА, сейчас достигает 20%, и особенно много франчайзинговых аппаратов в сегментах торговли снеками и кофе. По данным Евгения Звягина, главного редактора Businessmens.ru, повышение ставок торгового сбора не отбило у инвесторов желание заниматься этим бизнесом. Спрос на вендинговые франшизы, по данным Звягина, в этом году вырос на 30,8% в сравнении с 2024-м, когда он, напротив, снижался на 16,7% к уровню 2023 года. Возобновление интереса к вендингу эксперт объясняет увеличением разнообразия форматов, предлагаемых франчайзи.
