Самый высокогорный отель в России будет работать по франшизе

Экоотель Leaprus, расположенный в Кабардино-Балкарии на горе Эльбрус на высоте 3912 кв. м над уровнем моря, по договору франчайзинга вошел в сеть одного из крупнейших в России гостиничных операторов Cosmos Hotel Group. С нового альпинистского сезона в 2026 году отель, рассчитанный в первую очередь на альпинистов, будет работать под названием Cosmos Elbrus Leaprus Camp.
Группа видит перспективы в самых разных нишах гостиничного рынка и готова в них работать, рассказал «Forbes Франшизам» Александр Биба, президент Cosmos Hotel Group. «Такие проекты мы всегда рассматриваем индивидуально. В октябре по франшизе открылся экоотель в Находке. Теперь — на Эльбрусе», — говорит он.
Отель-приют Leaprus построен в 2013 году на средства ОАО «Корпорация развития Кавказа» и состоит из двух модулей, рассчитанных на 34 человека и включающих помещения для сушки одежды и снаряжения, систему отопления, Wi-Fi, гардеробную зону и зоны с панорамными окнами с видом на горы. Сейчас это ближайший к вершине объект, в котором могут переночевать альпинисты перед восхождением на вершину самой высокой в Европе горы. По данным правительства региона, в 2024 году туристы в составе организованных групп совершили 2000 восхождений на Эльбрус — это в два раза больше, чем в 2019-м, при этом 30% альпинистов-любителей — иностранцы.
По словам Бибы, Cosmos Hotel Group видит устойчивый спрос на свою франшизу во всех форматах. «Для региональных инвесторов франшиза особенно актуальна — они получают доступ ко всем инструментам и стандартам франчайзера, что ускоряет выход бренда отеля на рынок и сокращает сроки по достижению плановых бизнес-показателей», — отметил Биба.
В 2025 году количество франчайзинговых договоров, подписанных компанией с партнерами, увеличилось на 78% год к году. Сейчас 19% действующих отелей Cosmos Hotel Group работают по франшизе, а к 2030-му оператор намерен довести этот показатель до 40%. В группу входит 44 отеля в 28 городах России, и компания заключила соглашения об участии в реализации более 80 новых объектов с суммарным номерным фондом более 33 000 единиц, рассказали в компании. Они будут введены в строй до 2030 года, часть из них станет работать по франшизе, часть — под управлением Cosmos Hotel Group.
Франчайзинг становится все более востребованным инструментом развития на гостиничном рынке: в России растет внутренний туризм и спрос на качественные отели, а создать отвечающие современным требованиям объекты быстрее всего можно именно с помощью франчайзера, рассказывал «Forbes Франшизам» президент Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко. Частичный уход американских и европейских гостиничных сетей, развивавшихся в России в том числе по франчайзингу, открыл новые возможности для российских игроков, считает партнер консалтинговой компании NF Group Ольга Широкова.
Число поездок внутри России в 2025 году составит, по прогнозам правительства, 98 млн, тогда как в 2024-м их было 90 млн. Растет и гостиничный рынок: по данным NF Group, в январе–августе 2025 года открыты новые объекты размещения на 5900 качественных номеров, что на 31% больше, чем за тот же период 2024-го — 5900 единиц. В августе 2025 года совокупный номерной фонд качественных средств размещения составил 156 000 единиц. По данным Центра отраслевой экспертизы «Сбера», новые форматы размещения, в том числе экоотели, привлекают дополнительный туристический поток в удаленные регионы страны.
В прошлом году курорт «Эльбрус» посетили 1,8 млн туристов, это на 116% больше результата 2023 года. За девять месяцев 2025-го в Кабардино-Балкарии побывало уже 1,5 млн человек.
