К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Спасти прибыль: как владельцы брендов помогают партнерам пережить налоговую реформу

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Налоговая реформа в 2026 году усложнит жизнь малому бизнесу: увеличит финансовую нагрузку и объем отчетности. Из-за риска снижения прибыли часть предпринимателей готова отказаться от бизнеса, что видно по падению спроса на франшизы, признаются участники рынка. На самом деле все не так плохо, уверяют франчайзеры: они обещают помочь своим партнерам пережить налоговую реформу без потерь. В ход пойдет оптимизация налоговой базы за счет работы по агентским и комиссионным договорам, помощь в сокращении всех издержек и даже снижение маржи управляющих компаний

Повышение НДС до 22% и потеря права на работу по упрощенной схеме налогообложения (УСН) или патентной схеме налогообложения (ПСН) с 2026 года резко увеличат налоговую нагрузку и усложнят отчетность для многих видов бизнеса, говорит Евгений Домашенко, директор подразделения представления интересов арендаторов консалтинговой компании CORE.XP. Планка годовой выручки для работы без НДС с 1 января снизится с 60 млн до 20 млн рублей. Предприятия на УСН с выручкой до 272 млн рублей могут платить налог по специальным ставкам в размере 5%, а с выручкой до 490 млн рублей — 7%, но без вычета расходов, или 22% по обычной ставке — но с вычетом.

Telegram-канал Forbes Франшизы
Канал о франшизах и успехе в бизнесе
Подписаться

Кому создаст проблемы налоговая реформа

Из-за налоговых изменений в первую очередь рискует оказаться нерентабельным мелкий non-food-ретейл с маржой в 5–15%:  монобрендовые магазины аксессуаров, хозяйственные лавки, недорогие товары для импульсных покупок, считает Домашенко. Схожая проблема, по его мнению, ждет и малые формы общепита.

Также ощутимое давление почувствуют магазины электроники и бытовой техники с большими затратами на хранение товарного запаса. Дополнительный риск для них — повышения расходов из-за роста операционных и налоговых издержек по всей длинной цепочке поставки товара, говорит эксперт. Под ударом окажутся фитнес-студии и салоны красоты, особенно те, что занимают большие площади и имеют высокий уровень фиксированных расходов — аренды, фонда оплаты труда, затрат на оборудование, отмечает Домашенко.

 

В выигрыше останутся малые бренды, напрямую продающие свою продукцию потребителям, минуя магазины (DTC-бренды), и компании, ориентированные на онлайн-торговлю, а также бизнесы в сферах с льготным НДС, например продавцы медицинских товаров и продуктов питания с НДС 10%, считает он.

Минусы и плюсы для франчайзинга

Налоговые изменения, вступающие в силу с 2026 года, негативно повлияют на многие франчайзинговые модели, считает соучредитель и директор по развитию торговой марки детской одежды Choupette Анастасия Василькова. Большинство торговых точек во франшизе — представители малого бизнеса, которые исторически использовали специальные режимы налогообложения (УСН, патент), и для них это было важным фактором устойчивости, поскольку средняя операционная рентабельность в сегменте, как правило, находится на уровне порядка 10%, объясняет она: «При росте налоговой нагрузки существенная часть этой маржи будет перераспределяться в пользу обязательных платежей, что неизбежно отражается на экономике каждой точки». Дополнительное давление на бизнес оказывают продолжающийся рост арендных ставок и увеличение фонда оплаты. В итоге, с учетом новых условий подобрать параметры финансовой модели, которые обеспечат доходность в 10% или хотя бы в 7%, становится значительно труднее, признается Василькова.

 

Число новых заявок на франшизу сократилось, рассказывает директор по развитию франчайзинга и оптового направления сети modi Олег Покровский: «Некоторые потенциальные партнеры отложили на 2026 год принятие решения об открытии магазина, чтобы увидеть реакцию рынка на изменения».

«Основная часть наших партнеров работает как ИП, и налоговые изменения заставляют задуматься, что делать дальше и как сделать так, чтобы налоги не съели всю прибыль», — говорит Карина Гудова, руководитель департамента развития каналов и ассортимента кухонной мебели компании «Кухонный двор». Она также отмечает, что часть потенциальных франчайзи «поставили заключение договора на паузу для более глубокого изучения ситуации».

При этом большинство франчайзеров надеется, что ослабление спроса на франшизу — временное явление, вызванное информационным шоком и желанием оценить, что произойдет с бизнесом после налоговой реформы.

 

Плюс для рынка в этой ситуации в том, что в новых условиях франчайзинговые модели получат дополнительный импульс развития, считает директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова. «Предпринимателям все сложнее справляться в одиночку — растут расходы, ужесточаются требования к ведению бизнеса, ограничены возможности кредитования. На этом фоне франшиза становится более привлекательной альтернативой: она снижает риски, позволяет использовать проверенные бизнес-процессы и поддержку сильного бренда», — говорит она. Поэтому, хотя у автосервисов и нет налоговых льгот и налоговая нагрузка у большинства партнеров Fit Service вырастет, компания рассчитывает увеличить франчайзинговую сеть в следующем году.

Совершенно точно должен вырасти интерес инвесторов к франшизам в сферах, где есть льготы по НДС, например к фитнесу, надеется сооснователь студий балета и растяжек Levita Ксения Гуфранова.

Франшизы дополнительного образования для детей и взрослых тоже входят в 2026 год более защищенными, чем рынок в целом, и могут рассчитывать на рост спроса, отмечает Виктория Харитонова, основательница франшизы танцевальных школ «Академия хореографии Синергия». Практика показывает, что даже в периоды неопределенности родители в последнюю очередь сокращают расходы на развитие детей, а кроме того, эта сфера традиционно попадает в зону работы без НДС, объясняет она. Видно, что часть потенциальных и действующих франчайзи заняла выжидательную позицию в развитии бизнеса, но все же в последние месяцы компания стала получать даже больше заявок от потенциальных партнеров, рассказывает Харитонова: «Они видят наше конкурентное преимущество в возможности легально работать без НДС. В текущей реальности это становится одним из ключевых факторов выбора франшизы».

Что франчайзеры предлагают партнерам

Повышение налоговой нагрузки неизбежно приведет к росту себестоимости, поэтому бизнесу придется постепенно повышать цены на услуги, признает Овчинникова. В этой ситуации Fit Service сосредоточился на том, чтобы разработать для своих партнеров на 2026–2027 год стратегию, предусматривающую плавное изменение цен, не шокирующее клиентов. Это включает оптимизацию всех бизнес-процессов и издержек.

В компании «Кухонный двор» в качестве меры поддержки для франчайзи планируют разделить налоговую нагрузку за счет снижения своей маржи. «При этом мы стараемся держать цену для конечного клиента. Совсем без повышения обойтись, к сожалению, не получится, но это будет как минимум в два раза ниже официально заявленной инфляции», — говорит Гудова.

 

«Как и многие игроки в фешен-ретейле, мы рассматриваем умеренную корректировку розничных цен как один из инструментов частичной компенсации нагрузки, параллельно работая над операционной эффективностью и пересмотром отдельных статей затрат», — рассказывает Василькова из Choupette. При этом она не исключает, что часть магазинов с минимальным запасом устойчивости будет вынуждена полностью закрыться. Малому бизнесу в фешен-сегменте станет сложнее работать, а конкурировать смогут прежде всего те, кто усилит финансовый контроль, повысит операционную эффективность и качество управления торговыми точками, заключает она.

Медицинский бизнес пользуется льготами по НДС, но он повысится для ее контрагентов, рассказывает основатель сети клиник инфузионной терапии Clean Clinic Тимур Исламов.

«Мы завершаем разработку инструментов, которые помогут снизить налоговую нагрузку и оптимизировать экономику клиники в новых условиях. Среди решений — корректировка операционной модели, пересмотр схем поставок и структуры оказания услуг, а также использование законных механизмов распределения расходов. Дополнительные меры будут объявлены партнерам в ближайшее время», — обещает Исламов.

У студий балета и растяжки Levita налоговая реформа в наибольшей степени затронет владельцев трех-четырех студий: из-за снижения порога по годовой выручке они столкнутся с тяжелым переходным периодом из-за роста налоговой нагрузки, рассказывает Гуфранова. Чтобы помочь им, управляющая компания фокусируется на отимизации расходов: разрабатывает меры по сокращению штата и помогает с переговорами по снижению стоимости аренды.

 

Modi помогает каждому партнеру пересмотреть финансовую модель и текущие статьи расходов, провести переговоры с торгцентрами по договорам аренды. «По возможности стараемся пересматривать штатное расписание, при этом привлекаем аутсорсинговый персонал в пиковые часы и дни загрузки магазина. Также сейчас тестируем новые форматы договоров, такие как агентский договор и договор комиссии, которые помогут распределить налоговую нагрузку будущим и действующим франчайзи при открытии нового магазина», — рассказывает Покровский. Действующие партнеры, которые проработали с управляющей компанией различные сценарии для своего бизнеса, без особого страха смотрят на 2026 год и будущее в целом, уверяет он. В том числе есть те, кто прогнозирует освобождение за счет ухода с рынка части игроков некоторых интересных площадок для открытия в ТЦ.

«Активность обращений в наш юридический и финансовый отдел возросла. Партнеры хотят разобраться, и мы даем им четкие разъяснения», — говорит Елена Иванова, основатель и руководитель франшизы и сети образовательных центров «Полиглотики» и «Футуриум». Для многих центров сети со штатом до пяти человек выходом станет переход на Автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН), для которой в регионах пока еще действует прежний лимит годовой выручки в 60 млн рублей, и НДС платить не нужно. «Мы также напоминаем партнерам о сохранении льготы по НДС 0% для услуг детских кружков, секций и студий. Наш методический отдел помогает правильно оформлять договоры и вести раздельный учет, чтобы эта льгота применялась корректно», — рассказывает она.

У большинства цветочных бутиков Bambini Flowers оборот до 2–2,5 млн рублей в месяц, но тем из них, у кого все-таки возникнет обязанность платить НДС, управляющая компания рекомендует переходить по возможности на АУСН,  рассказывает сооснователь франшизы Никита Нагибин. Это налоговый режим работает или заработает с 1 января во многих регионах, его нет в Москве, но уже в Московской области — есть, и использовать его можно будет как минимум до 2027 года, объясняет предприниматель.

Так что решения всегда есть, и любой кризис во франчайзинге — это прежде всего проверка системы поддержки партнеров, и компании, которые смогут ее пройти, выиграют и доверие франчайзи, и место на рынке, заключает Иванова.