К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Недооцененная фарма: какие перспективы у фармпроизводителей на бирже

Фото Владимира Асиапковича / РИА Новости
Фото Владимира Асиапковича / РИА Новости
В 2024 году IPO провели сразу две фармацевтические компании — ПАО «Промомед» и ПАО «Озон Фармацевтика», обе производители. До этого в последний раз фармкомпании выходили на биржу в 2010 году. На тот момент на фондовом рынке торговалось семь представителей фарминдустрии, затем часть компаний провела делистинг, и на торгах осталось только три. Но в последние несколько лет заметно выросла стоимость заемного капитала. Несмотря на наличие разнообразных мер поддержки для фармпроизводителей, в качестве инвестиций для развития они не годятся. Продажа акций широкому кругу инвесторов — один из выходов в создавшейся ситуации, так что скоро на IPO выйдут и другие фармкомпании

Три сорта фармы

На фармрынке, как и на других потребительских рынках, есть три группы участников: производители, дистрибьюторы и розничное звено, то есть аптеки. Главное отличие этого рынка — сильная зарегулированность. Государство контролирует цены производителей более чем на 800 международных непатентованных наименований (МНН) действующих веществ. Одно МНН могут выпускать под своими торговыми наименованиями несколько производителей. В деньгах на такие лекарства приходится около 53%, считают аналитики AlphaRM. Кроме того, государство ограничивает оптовые и розничные надбавки для дистрибьюторов и аптек.

Бизнес производителей наиболее маржинален. Главное — правильно сформировать портфель препаратов. По мнению ведущего аналитика «Цифра брокер» Наталии Пырьевой, у обоих вышедших на биржу фармпроизводителей с линейкой продуктов все в порядке.

«Промомед» — предприятие полного цикла, от разработки молекулы до производства и реализации препаратов. Это дает преимущество для участия в госзакупках, а также позволяет оперативно реагировать на запросы общества и организовывать производство необходимых лекарственных средств. Препараты компании направлены на лечение наиболее распространенных заболеваний — онкологии, ожирения, сахарного диабета и т. п., обращает внимание эксперт.

 

«Озон Фармацевтика» специализируется на производстве дженериков — аналогов инновационных препаратов, в которых содержится то же действующее вещество. Клинические испытания и производство ранее запатентованной химической формулы проходят быстрее и дешевле, чем разработка оригинального препарата.

Продукция компании представлена во всех фармацевтических нишах, включая препараты для лечения онкологии и аутоиммунных заболеваний.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Акции этих двух компаний вошли в число интересных бумаг для инвестиций в стратегии «Цифра брокер» на 2025 год, говорит Пырьева. «В России до 2030 года ожидается естественное старение населения, что приведет к снижению численности населения, росту расходов на здравоохранение и росту продолжительности жизни. Как следствие — расширение когорт населения, нуждающихся в фармацевтической помощи, создает возможности для развития фармотрасли в стране», — сказала Пырьева.

Акции компаний «Промомед» и «Озон Фармацевтика» включены в аналитическое покрытие БКС. «По обеим бумагам на горизонте года взгляд позитивный и потенциал роста около 45%. Уход ряда иностранных производителей позитивен для этих компаний. Для диверсификации портфеля на долгосрочном горизонте бумаги интересны», — считает начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев.

Как все начиналось

То, что брокеры обратили внимание на акции фармкомпаний, — тренд последних месяцев. До этого все было по-другому. В начале 2024 года на бирже торговались акции ПАО «Аптечная сеть 36,6», ПАО «Фармсинтез» (не связана с компанией Викрама Пунии «Фармасинтез») и ПАО «Артген». 

 

Сергей М. (имя изменено) — миноритарный акционер «36,6», он купил акции 15 лет назад, но не успел вовремя их продать. В 2008 году бумаги упали в 49 раз (с 2700 до 49,8 рубля), так как компания оказалась на грани банкротства из-за долгов. И сейчас, по его словам, эта бумага непопулярна среди инвесторов. «А ведь раньше одна акция стоила 2700 рублей, и аналитики покрывали ее обзорами, теперь она стоит 12 рублей, и спросите любого аналитика — он даже не знает этого эмитента», — рассказывает инвестор.

По его мнению, российские инвесторы в целом редко покупают акции фармкомпаний. «Даже на IPO «Озон Фармацевтики» и «Промомеда» львиную долю скупили профучастники. Если в других отраслях покупателями являются миллионы инвесторов, то в фармсекторе таких, может, несколько десятков тысяч наберется, и те покупают на три копейки. Возможно, просто еще не было хорошей истории роста, чтобы инвесторы заинтересовались», — считает Сергей М.

Председатель совета директоров ГК «Промомед» Петр Белый (Фото Алексея Никольского·РИА Новости)

В начале 2000-х на фондовый рынок вышли три крупные фармкомпании, которые в течение нескольких лет привлекали внимание инвесторов. Одна из них — производитель «Верофарм», который входил в одну группу с «Аптечной сетью 36,6». Компания вышла на фондовый рынок в 2006 году, в ходе размещения удалось продать акций на $140 млн, но бумаги этой компании перестали обращаться на свободном рынке с 2014 года.

Компания «Фармстандарт» провела IPO в 2007 году и привлекла $880 млн. Производитель покинул биржу в 2017 году.

ГК «Протек» вышла на биржу в 2010 году, в ходе размещения она привлекла $400 млн. Делистинг проведен в 2020 году. «Хорошие были бумаги, пока не ушли», — комментирует Сергей М.

 

«Верофарм» в итоге продан американской Abbott. «Фармстандарт» выделил безрецептурные препараты в отдельную компанию, но остался одним из крупнейших поставщиков лекарств по госконтрактам. «Протек», в группу которого входит производство, дистрибьюторский бизнес и одна из крупнейших аптечных сетей «Ригла», за последние несколько лет расширил производственный сегмент, в том числе за счет вхождения в капитал «Активного компонента», который выпускает фармсубстанции. Кроме того, их дистрибьюторский сегмент — постоянный участник так называемой большой тройки дистрибьюторов, на долю которой в 2024 году, по данным RNC Pharma, пришлось более 37% рынка. Скорее всего, акции этих компаний понравились бы сегодняшним инвесторам.

Надейся и жди

Согласно данным Мосбиржи, акции «Промомеда» и «Озон Фармацевтики» показали в феврале 2025 года двузначный рост. Несмотря на небольшие объемы торгов по сравнению, например, с ретейлером «Магнит», у которого в феврале 2025 года объем сделок превысил 60 млрд рублей (а у этих двух фармкомпаний в сумме только 12,5 млрд рублей), эти акции смотрятся лучше других бумаг фармсектора.

Трейдеры, когда у них спрашиваешь про фармфишки, не только не вспоминают «Аптечную сеть 36,6», но и не называют компанию «Фармсинтез». А вместе с тем ее акции торгуются на фондовом рынке с 2010 года. Компания имеет завод в Ленинградской области. Когда-то долю этого производителя приобрела корпорация «Роснано», сейчас она владеет 25%. У «Фармсинтеза» были большие планы по выводу на рынок инновационных препаратов, но пока этого не произошло. Как известно, на разработку инновационных препаратов порой уходит более 10 лет, и лишь потом они могут приносить прибыль разработчику.

Согласно Госреестру лекарственных средств, за последние 10 лет «Фармсинтез» завершил четыре рандомизированных контролируемых испытания (РКИ) первой фазы, одно РКИ II–III фазы. Пока проводятся два открытых клинических исследования первой фазы, одно международное многоцентровое клиническое исследование II–III фазы и одно прагматическое клиническое исследование IV фазы.

 

Ценные бумаги «Фармасинтеза» снизились по сравнению с ценой IPO с 26 рублей до 4 рублей за бумагу в 2024 году. С начала COVID-19 акции приостановили снижение, что может быть связано с общим возросшим интересом инвесторов к фармкомпаниям. Тем не менее эти акции до сих пор торгуются, причем с ежедневным оборотом, сопоставимым с акциями «36,6», — до 100 млн рублей. Это интересный феномен, когда на фармрынке «Фармсинтез» — не очень известная компания, а «Аптечная сеть 36,6» у всех на слуху, а на фондовом рынке это очень похожие малоликвидные фишки с низким оборотом и туманными перспективами.

 «На акциях «Фармсинтеза» в 2023 году я заработал около 60%. Я их продал, так как «Роснано» показала себя не лучшим собственником, и я решил не рисковать», — рассказал Сергей М. Он не теряет надежды, что когда-нибудь ему хотя бы частично удастся вернуть вложения в акции «36,6», которые упорно не растут, несмотря на хорошие операционные результаты компании.

Как правило, инвесторы и в России, и в других странах относят акции фармкомпаний к так называемым защитным активам и приобретают их, формируя свой портфель. Это мнение опирается на простую логику: люди всегда будут болеть и покупать лекарства. Но, похоже, до сих пор у российских фармфишек был свой путь. Не исключено, что ситуация может измениться с выходом на рынок новых акций. Тем более что в России много крупных и быстрорастущих компаний, возможности которых по привлечению капитала ограничены в текущих условиях. Два года назад руководитель «Биннофарм Групп» (входит в АФК «Система») Рустем Муратов рассказывал о планах выхода на биржу, в том числе в Китае. Forbes также известно о планах выхода еще одного крупного производителя и аптечной сети.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+