США ограничили доступ к своим базам медицинских данных для исследователей из России
Национальные институты здравоохранения США ограничили доступ к своим базам данных для исследователей из России, Китая, Ирана, КНДР, Кубы и Венесуэлы. Ученые из этих стран лишились доступа к «хранилищам данных с контролируемым доступом» (CADR), содержащим информацию о различных заболеваниях. Опрошенные «Коммерсантом» эксперты отметили, что при отсутствии этих данных ведение научно-исследовательских работ и разработка новых лекарств в России усложнятся
Национальные институты здравоохранения США (NIH) ограничили доступ к своим базам данных для исследователей из России, Китая, Ирана, КНДР, Кубы и Венесуэлы, говорится в уведомлении об ограничениях. Ученые из этих стран лишились доступа к «хранилищам данных с контролируемым доступом» (CADR), в которых, в частности, содержится информация о гражданах США, которые страдают психическими расстройствами, онкозаболеваниями и другими болезнями.
Соответствующее решение было принято на основании указа, который подписал экс-президент США Джо Байден в феврале прошлого года для закрытия доступа к медико-генетическим данным американцев для «стран, вызывающих беспокойство», список которых составляет Госдеп США, пишет «Коммерсантъ». Байден заявлял, что усилия стран, которые пытаются получить доступ к персональным данным американцев, остаются серьезной угрозой. Он допускал, что «страны, вызывающие беспокойство», могут использовать для этого ИИ и манипулировать большими массивами данных в собственных интересах.
Как отмечает «Коммерсантъ», новые ограничения NIH могут навредить российской науке и медицине. Руководитель проекта Medach.Pro, врач-исследователь Сергей Ткачев сообщил газете, что доступные данные из NIH ранее были «запасным выходом» после блокировки HGMD (Human Gene Mutation Database; доступ для российских исследователей был закрыт в июне 2022 года), например, при исследованиях и лечении рака.
По мнению Ткачева, ограничение доступа к подобным массивам увеличивает издержки и усложняет научно-исследовательские работы в России. В результате появляется риск того, что России придется закупать готовые зарубежные лекарства. Он указал, что это уводит финансовые ресурсы за границу и обходится дороже. Кроме того, зависимость в сфере, которая напрямую влияет на здоровье населения, ставит Россию в уязвимое положение, а также увеличивает технологический разрыв с мировыми лидерами.
При этом Ткачев признал, что при помощи данных CADR можно было изучать устройство американского общества, болезни населения и его потенциальные уязвимости. Он отметил, что генетика становится мощным аналитическим инструментом, поскольку дает представление не только об определенных заболеваниях, но и о фундаментальных закономерностях здоровья в масштабах популяции.
Молекулярный биолог, научный сотрудник МГУ и автор Telegram-канала Science Сергей Харитонов заявил изданию, что важнейшей для большинства российских исследователей базой является pubmed, также поддерживающаяся NIH. Он предположил, что в закрытую базу данных можно будет заходить с использованием VPN, поэтому он не считает, что блокировка станет ощутимой.
В январе прошлого года премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минобрнауки до 1 сентября 2025 года разработать и ввести в эксплуатацию Национальную базу генетической информации. До этого времени более 60 организаций, которые ведут научно-исследовательскую деятельность в области генетических технологий, должны предоставить данные в соответствующую базу, писал РБК.