К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вспомогательный механизм: первый рейтинг ИИ-решений для медицины

Фото Getty Images
Фото Getty Images
По результатам исследования «ЗдравAI 2025», проведенного компанией «Цифровая медицина», ассоциацией Национальная база медицинских знаний и фондом «Сколково», лидером рынка медицинского искусственного интеллекта в России стала петрозаводская компания «К-Скай» с системой поддержки врачебных решений Webiomed. Весь рынок в 2025 году оценен в 1,5 млрд рублей при возможном потенциале в 15 млрд рублей. Forbes изучил причины десятикратного разрыва ожидаемых и реальных результатов, ограничения, которые сдерживают развитие рынка, и позиции игроков на нем

По прогнозу «ЗдравAI 2025» (есть в распоряжении Forbes Healthcare), рынок сервисов с искусственным интеллектом (ИИ), предназначенных для отрасли здравоохранения, к 2030 году может увеличиться до 85 млрд рублей.

Но пока фактическая монетизация отстает от оценочного потенциала примерно в десять раз — оборот компаний, работающих в сегменте медицинского ИИ, составляет всего 1,5 млрд рублей. Такой разрыв, по словам основателя компании «Цифровая медицина» Натальи Самойловой, объясняется множественными барьерами, которые мешают росту рынка — как технологическими, так и организационными. На темпы внедрения влияют сложные регуляторные требования, недостаточная готовность медицинских организаций к быстрым изменениям, незрелость большинства ИИ-решений. Остаются нерешенными и ряд юридических вопросов использования ИИ.

«Продукты и проекты с ИИ формируют невероятно интересный, но очень сложный рынок. Они быстро и существенно меняют процессы в реальной клинической практике, поэтому нормативно-правовое поле за ними не поспевает. К примеру, до сих пор не определено, кто несет ответственность за ошибки, возникающие при применении ИИ в ходе лечения пациента. Кто виноват — врач, который опирался на вердикт нейросети, клиника, которая внедряла ее в свою информационную систему, или разработчик, который ее обучал?» — задает вопросы Самойлова. На данный момент отсутствует достаточный темп отработки подобных вызовов, считает она, но сделать это необходимо, чтобы в обозримом будущем достигнуть прогнозируемого объема рынка. По мнению Самойловой, скорость роста рынка напрямую связана с накоплением эффективных и наглядных кейсов.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Лидеры алгоритмов

Наглядно разрыв между ожиданиями и реальностью демонстрирует довольно скромная годовая выручка лидеров рейтинга рынка медицинского ИИ. Для его подготовки исследователи старались оценить всех разработчиков, которые используют ИИ в продуктах, направленных на профилактику, диагностику и лечение.

  • Рейтинг формировался по методологии, включающей шесть блоков оценки. Первый — регуляторная совместимость, насколько продукт соответствует требованиям Минздрава и Росздравнадзора и готов к применению в диагностике и лечении. Второй — технологическая зрелость, то есть качество, глубина моделей, возможность масштабирования. Третий блок — экономическая модель, где учитывались выручка, темпы роста, структура доходов и устойчивость монетизации. Оставшиеся критерии  это наличие медицинских экспертов, инженерной компетенции и подтвержденных кейсов использования; цифровое присутствие, отражающее узнаваемость проекта; институциональная встроенность и партнерства, наличие контрактов. 
  • В исследование не вошли решения для медицинского образования, клинических исследований, разработки лекарств и БАД, а также инструменты для оптимизации внутренних процессов медорганизаций. В рейтинге также не участвуют IT-компании, создающие индивидуальные проекты под заказ.

Первое место заняла карельская компания «К-Скай» с платформой Webiomed. В 2024 году ее выручка составила 142,4 млн рублей, увеличившись на 13% по сравнению с предыдущим. Компания достаточно часто выиграет госконтракты: 15 на 104,3 млн рублей заключено в 2024 году, 19 на 60,8 млн рублей — в 2025-м. На втором месте — московская «Цельс» с модульной платформой для анализа рентгеновских и КТ-изображений Celsus.ai, ее выручка в прошлом году — 37,9 млн рублей (-56%). За два года «Цельс» заключила 14 госконтрактов на 114,8 млн рублей. Далее следует «Третье Мнение» с разноплановым диагностическим ИИ и выручкой 100,2 млн рублей (+0,11%), у которой за два года заключено 17 госконтрактов на 151,1 млн рублей.

 

Замыкают пятерку лидеров «Диджитал Вижн Солюшнс» с офтальмологическим ИИ-проектом Retina.AI и выручкой 21 000 рублей (на 94% меньше, чем годом ранее) и «Визионеро» с технологией для анализа движений тела «Сенсория», заработавшая 4,3 млн рублей в 2024 году (-90%). У этих компаний госконтрактов в 2024 году не было, в 2025 году «Диджитал Вижн Солюшнс» продолжила работать без госконтрактов, а «Сенсория» заключила пять на 15,3 млн рублей.  

«Основная причина, по которой мы пока не можем достичь объема рынка в 15 млрд рублей, — это низкий платежеспособный спрос, в том числе из-за непонимания плательщиками эффектов от внедрения таких устройств, а также неготовность к ним организаторов здравоохранения и врачей. Как мы знаем, на практике регионы столкнулись с техническими сложностями, связанными с интеграцией медицинских информационных систем и центральных архивов медицинских изображений (если требовалась их передача и обработка)», — комментирует результаты исследования заместитель директора по развитию партнерств и специальных проектов Института цифрового биодизайна и ИИ в медицине Сеченовского университета Валерия Кузоватова.

В исследовании также отмечено, что значительная часть спроса на ИИ-сервисы в медицине формируется государственным сектором — именно он сегодня обеспечивает основной поток внедрений и существенно определяет структуру рынка, в том числе и позиции компаний в рейтинге. По итогам 2024 года 84 субъекта России внедрили не менее трех ИИ-сервисов — это требование федеральных проектов по цифровой трансформации здравоохранения. К 2030 году каждый российский субъект будет обязан внедрить и применять на практике не менее 12 ИИ-сервисов. 

 

«При высоком заявленном спросе на ИИ-сервисы реальная конкуренция фактически есть только в нескольких нишах, где выстроена монетизация: через тарифы ОМС, региональные закупки или B2B-контракты», — говорится в исследовании «ЗдравAI 2025». Самый зрелый и пока крупнейший по объему сегмент — лучевая диагностика (рентген, КТ, МРТ, маммография), поэтому пока главный источник монетизации для игроков — ОМС и региональные программы, где ИИ-анализ изображений включен в тариф.

«Что касается разработки и внедрения медицинских изделий с ИИ для узкоспециализированных задач, то ее эффективная медико-экономическая модель еще не до конца сформирована», — считает один из экспертов, привлеченных к исследованию, заместитель генерального директора по цифровой трансформации и трансферу технологий НМИЦ им. В.А. Алмазова Дмитрий Курапеев. Тем не менее такие разработчики на рынке есть, в частности это создатель Retina.AI, компания «Диджитал Вижн Солюшнс», которая выбрала редкую для рынка стратегию — глубокую специализацию в одном клиническом домене, офтальмологии.

Платформа Retina.AI анализирует снимки глазного дна и снимки оптической когерентной томографии (оптическая когерентная томография, или ОКТ — метод обследования в офтальмологии, который позволяет оценить состояние различных структур глаза: сетчатки, зрительного нерва, хрусталика, роговицы), помогая врачам выявлять опасные патологии — диабетическую ретинопатию, макулярные отеки, возрастную макулодегенерацию и витреомакулярные аномалии. Точность алгоритмов достигает 95–97%. В пилотах доля пациентов, начавших терапию после диагностики, выявление офтальмологического риска выросло с 40% до почти 70%. Для здравоохранения это означает снижение риска позднего выявления заболеваний сетчатки и перераспределение нагрузки на врачей — одна система способна анализировать тысячи изображений в день.

Проверка на пользу

К десятикратному разрыву между прогнозным и реальным объемами рынка не стоит относиться критически — он растет, появляются новые игроки, а те, что существуют на протяжении нескольких лет, усиливают мощности, уверен Максим Чернин, председатель совета директоров медтехкомпании «Доктор рядом», которая находится на девятом месте рейтинга. По его словам, рейтинг «ЗдравAI» — это «лакмусовая бумажка зрелости рынка». «Еще три года назад было бы сложно даже представить подобный список — большинство решений были пилотами или точечными прототипами. Сегодня же мы видим полноценные ИИ-сервисы, которые уже работают в реальных медицинских учреждениях, и это здорово — это прорыв», — пояснил он Forbes Healthcare.  

Чернин полагает, что рынок вступает в фазу зрелого отбора, в которой нет места «информационному хайпу». На первый план, по его мнению, выходят три вещи. Во-первых, клиническая валидация, то есть доказанная эффективность разработки. Во-вторых, бесшовная интеграция — решение должно легко встраиваться в медицинские информационные системы, чтобы врач не «прыгал между пятью окнами на экране». В-третьих — экономика проекта. «Разработчик должен давать понимание того, какую конкретную боль пациента, клиники или страховой компании его сервис закрывает. Считает ли рубли, минуты и, главное, — жизни? Снижает ли ошибки, укорачивает ли путь пациента к выздоровлению? Будущее, на мой взгляд, за теми, кто не просто продает «искусственный интеллект», а решает комплексные операционные и клинические задачи», — считает Чернин.

 

«Мы уже видим положительные результаты, — рассказывает директор по цифровой трансформации «СберЗдоровье» Александр Андраханов. Компания осталась за рамками исследования из-за того, что результаты ее деятельности несопоставимы с показателями других игроков. — Например, наши врачи благодаря ИИ могут сократить время приема пациентов на 30% за счет автоматизации при заполнении меддокументации. AI-ассистент переводит диалог в текст, аккумулирует данные и размещает в необходимых полях. Это позволяет врачу более подробно собрать всю информацию и ответить на вопросы пациента. Все это способствует снижению рисков профессиональных ошибок и повышает качество за счет строгого соблюдения стандартов приема, а глобально дает возможность больше времени уделить более сложным клиническим случаям».

Также ИИ-технологии предлагают врачу наиболее вероятные диагнозы — точность этих предположений составляет свыше 80%, а по ряду диагнозов он превышает уже 90%, добавляет Андраханов. Кроме того, по его словам, благодаря внедрению ИИ-инструментов обеспечивается проверка качества 100% онлайн-консультаций, в то время как вручную можно было бы охватить не более 10%.

Эксперты отмечают растущий интерес к ИИ-инструментам со стороны пользователей. 

Меньше чем за год AI-помощником «Сбера» воспользовались 460 000 раз. Одним из самых популярных запросов является расшифровка результатов анализов: средний ежемесячный прирост запросов на эту функцию составляет почти 56%. «Вместе с этим стоит отметить две категории пользователей. Первая просит цифровой помощник только расшифровать анализы и объяснить, что они означают. Второй группе важно не просто ознакомиться со значением показателей, а понимать, какие конкретные шаги нужно предпринять. Они задают AI-помощнику открытые вопросы, например: «Что делать?», «К какому врачу идти?» или «Как лечить?», — говорит директор по цифровой трансформации «СберЗдоровья».

 

По мнению авторов «ЗдравAI 2025», более активное развитие рынка начнется в 2027 году, когда наступит «активный процесс слияний и поглощений» среди зрелых узкопрофильных ИИ-сервисов. Уже сегодня, по словам Натальи Самойловой, развивается несколько агрегаторов ИИ-сервисов, которые планируют стать удобной средой как для разработчиков, так и для их клиентов и снять ряд юридических и организационных проблем, мешающих быстрому внедрению инноваций. Уже сейчас создаются стратегические альянсы между участниками рынка, это также говорит о спросе на консолидированные решения.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+