К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Здоровье все дороже: как и по какой причине росли цены на лекарства в уходящем году

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В 2025 году средний рост цен на лекарства составил 7–11%, но в некоторых терапевтических сегментах он оказался вдвое выше. Гормональные, онкологические и противоинфекционные препараты подорожали до 22%. Как выяснил Forbes, это связано с переходом на инновационные схемы терапии и высокой импортозависимостью отрасли

В 2025 году средние цены на лекарства в аптеках в целом росли умеренно — в среднем на 7–11%. Однако отдельные группы препаратов подорожали заметно сильнее. Как рассказали Forbes маркетинговой компании Points Health, гормональные, онкологические и иммуномодулирующие лекарства выросли в цене на 22%, противоинфекционные — на 15%. К такому выводу аналитики пришли, изучив расчеты в собственной аналитической системе Stock Index за 2025 год (система ежедневно анализирует продажи 38 000 российских аптек). 

Основной причиной этого роста, по словам генерального директора Points Health Дарьи Соловьевой, стала не столько инфляция, сколько тенденция на применение новых схем терапии, а значит — и более современных и дорогих препаратов. А одновременный рост цен в этих трех сегментах говорит о системных изменениях на фармацевтическом рынке, считает она.

«Гормональные и онкологические препараты остаются крайне импортозависимыми, что усиливает влияние валютных факторов. Антиинфекционные препараты дорожают ввиду растущей антимикробной резистентности, что стимулирует появление новых и более дорогих терапевтических решений. В совокупности эти факторы формируют прогноз о том, что в 2026 году темпы роста цен в данных сегментах сохранятся на уровне 15–20%, а при активном внедрении инноваций могут временно превышать и этот диапазон», — заявила эксперт.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Лучше, но дороже

Рост цен на онкологические и иммуномодулирующие препараты связан с изменением подходов к лечению онкозаболеваний — классическая химиотерапия постепенно уступает место иммунотерапии и таргетным препаратам, которые действуют точнее и часто оказываются эффективнее. Однако такие лекарства требуют сложных биотехнологических разработок и производства, поэтому стоят значительно дороже, пояснила Соловьева.

Похожая ситуация складывается и в других растущих в цене сегментах. В гормональной терапии врачи все чаще назначают препараты нового поколения — они лучше переносятся и подходят для длительного применения, но сложнее в производстве. В антиинфекционном сегменте рост цен связан с борьбой с устойчивостью бактерий к антибиотикам: все чаще используются современные инъекционные, комбинированные и высокоочищенные препараты. Они эффективнее, но их производство обходится дороже, что напрямую влияет на цену лечения.

 

Представители фармрынка подтверждают, что происходящую ценовую динамику нельзя объяснять исключительно инфляционными процессами. «Качественное изменение структуры спроса и предложения может происходить под воздействием целого ряда факторов. К ним относится и изменение стандартов лечения определенного заболевания, появление принципиально новых инструментов терапии, внедрение инновационных методов лечения, которые могут быть дороже ранее применявшихся», — отмечает советник генерального директора компании «Валента Фарм» Аскар Биккенин.

Он подчеркивает, что подобные процессы носят глобальный характер и отражают общемировые тенденции фармацевтического рынка: «В целом это общемировая тенденция на рынке лекарственных препаратов, а возникающая диспропорция указывает на существование собственной специфики в каждом отдельном терапевтическом сегменте». По словам Биккенина, рост цен следует рассматривать как реакцию рынка на новые прогрессивные, более эффективные, но одновременно ресурсоемкие инновации в медицине и клинической практике.

Кроме того, как отмечает генеральный директор InterPharmTechnology (поставщик технологического оборудования и расходных материалов, в том числе для фармпредприятий) Дмитрий Дьяконов, существенную роль в удорожании высокотехнологичных препаратов играет производственная инфраструктура, в первую очередь специализированное оборудование, необходимое для выпуска биотехнологических, гормональных и противоопухолевых лекарств.

 

«Чтобы это понять, нужно различать производство дженериков (аналогов) и создание инновационных лекарств — то есть оригинальных и уникальных. Для первых требуется относительно простое оборудование, например, таблетировочные прессы, которые производят сотни компаний по всему миру. Совершенно иная ситуация — с производством второй группы. Здесь необходимо высокотехнологичное оборудование для синтеза, культивирования живых организмов или работы с токсичными веществами», — сказал он.

Рынок поставщиков высокотехнологического оборудования пока крайне узок и исторически сконцентрирован в США и Европе, а из-за санкций практически недоступен для российских предприятий, добавил Дьяконов: «Сейчас мы видим предложение от китайских производителей. Несмотря на качественное оборудование, с учетом технологических и сервисных требований этот процесс еще в начальной стадии».

По его словам, сужение круга доступных поставщиков, рост мирового спроса и длительные сроки поставок такого оборудования создают дополнительное ценовое давление. При этом влияние этих факторов на конечную стоимость лечения для пациента не является прямым. «Влияние на стоимость курса лечения для пациента нелинейно. Ключевая стоимость оборудования  — это капитальные инвестиции, амортизируемые на весь срок его службы (10–20 лет). Более ощутимое и прямое влияние на конечную цену препарата оказывает стоимость расходных материалов: сырья, одноразовых систем, первичной упаковки (флаконов, шприцев) — то, что дорожает здесь и сейчас», — поясняет Дмитрий Дьяконов.

Он считает, что доступ к сложному оборудованию остается одним из ключевых ограничений для масштабирования производства инновационных препаратов в России, его дефицит и длительные сроки поставок сдерживают реализацию многих проектов. «Например, ряд российских проектов по производству токсичных препаратов, запланированных на 2022–2023 годы, был сильно осложнен именно из-за невозможности получить оборудование и технологическую поддержку от западных вендоров», — говорит Дьяконов.

Ожидаемый прогноз

В целом, по данным Points Health, в 2026 году цены на гормональные, противоинфекционные и онкологические препараты, вероятно, продолжат расти темпами 15–20% в год, а в отдельные периоды рост может быть выше. Эти направления уже стали основными источниками удорожания лекарств и, по оценкам аналитиков, будут и дальше определять стоимость лечения для пациентов и нагрузку на систему здравоохранения.

 

В то же время Николай Беспалов из RNC Pharma говорит, что удорожание лекарств по причине инфляции (при этом ее уровень заметно различается между терапевтическими сегментами) и переключения на более дорогие аналоги характерно для большинства стран.

«При этом, что касается сегмента госзакупок, то в нашей стране он в основном представлен препаратами, входящими в перечень жизненно важных и необходимых (ЖНВЛП), цены в рамках этого списка регулируются государством и не могут расти быстрее инфляции». По его словам, рост затрат в этом сегменте в значительной степени связан с расширением государственных обязательств по снабжению лекарствами нуждающихся.

RNC Pharma оценивает инфляцию на лекарственные препараты на розничном рынке России в январе-октябре 2025 года в 7,1%.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+