К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Ретейлеры хорошо отчитались за квартал: что нужно знать инвестору

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Акции российских продовольственных ретейлеров подорожали после публикации отчетов и объявления планов по развитию бизнеса. Надолго ли это и стоит ли покупать их бумаги?

Бумаги компаний продовольственного ретейла в последние сессии находятся в числе лидеров роста на Московской бирже — крупнейшие игроки сектора представляют сильную отчетность за II квартал. За последние восемь торговых сессий отраслевой индекс потребительского рынка прибавил 7,3%, в то время как показатель состояния всего рынка, индекс Мосбиржи, — только на 4%. 

Первой операционные и финансовые результаты опубликовала «Лента». Продажи в II квартале выросли до 130,1 млрд рублей (на 17,4% больше, чем год назад). Рост сопоставимых продаж (LFL, то есть без учета открытия новых точек) замедлился до 2,6%, сопоставимый средний чек на фоне инфляции вырос на 8,6%, а сопоставимый трафик упал на 5,5%. Резко выросла выручка от онлайн-продаж, до 9,6 млрд рублей, что на 135% больше, чем год назад. Валовая прибыль выросла на 24,7%, однако рост был нивелирован увеличением коммерческих и административных расходов. В итоге чистая прибыль за квартал снизилась на 35,2%, до 2,6 млрд рублей, EBITDA упала на 21,2%, до 8,5 млрд. Произошло это на фоне роста процентных расходов при высоких ставках кредита в II квартале, а также взлетевших капитальных расходов (+72%) — «Лента» открыла 18 новых магазинов, а также несла расходы на интеграцию сетей магазинов Billa и «Семья». В то же время ретейлер заявил о планах к 2025 году удвоить годовую выручку до 1 трлн рублей. В итоге акции компании резко прибавили — за две торговые сессии подорожали более чем на 25%, однако во вторник, 2 августа, цена скорректировалась почти на 10%.

Следом отчеты представили «О'Кей» и «Магнит». У группы «О'Кей» чистая выручка в II квартале выросла на 11,5% (49,6 млрд рублей). При этом выручка гипермаркетов немного снизилась, на 1,7%, из-за падения трафика и «изменением ассортимента на фоне геополитической и макроэкономической обстановки», а выручка дискаунтеров выросла в годовом выражении на 68,5%, до 14,1 млрд рублей. Доля дискаунтеров в чистой розничной выручке выросла на 9,7 п.п., до 28,5%. Бумаги ретейлера после отчета за три сессии взлетели на 59%. 

 

«Магнит» в II квартале увеличил выручку на 38,7%, до 588,6 млрд рублей. Без учета результатов сети «Дикси», сделку по приобретению которой «Магнит» закрыл в июле прошлого года, выручка выросла на 19,7%. Несмотря на снижение трафика во всех форматах магазинов «Магнит», в том числе «магазинах у дома» и дрогери («Магнит Косметик»), сопоставимые продажи выросли на 13,1% за счет роста среднего чека на 15%. Сильнее всего в отчетном квартале росла выручка магазинов формата дрогери (бытовая химия, товары для дома, косметика и т. д.) — плюс 25%. Акции «Магнита» с 26 июля по 2 августа подорожали на 10,8%.

Последним из продовольственных ретейлеров 2 августа отчитался самый крупный из них — X5 Group (оператор сетей «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель» и «Чижик»). В II квартале компания увеличила чистую прибыль в 1,8 раза, до 26,762 млрд рублей. Выручка выросла на 18,6%, до 647,95 млрд рублей, EBITDA — на 28%, до 90,152 млрд рублей, рентабельность по этому показателю увеличилась на 1 п. п., до 13,9%. При этом ретейлеру удалось получить выгоду на укреплении рубля — чистый положительный финансовый результат от курсовой разницы в II квартале составил 6,2 млрд рублей.

Сопоставимые продажи выросли на 11,7%. Рост показателя при околонулевой динамике трафика обеспечило увеличение среднего чека — на 11% во всех сетях группы. 

Сильнее всего — в 30 раз, до 10,9 млрд рублей, — с низкой базы 2021 года выросла выручка сети «жестких дискаунтеров» «Чижик». Развитие сети бюджетных магазинов планируется ускорить и открыть в 2022 году более 400 новых точек. Выручка от цифровых бизнесов (экспресс-доставка Vprok.ru, 5Post, «Много лосося») выросла на 38,4%, до 14,7 млрд рублей. При этом основную долю выручки (более 80%, если считать онлайн-доставку) X5 продолжает приносить «Пятерочка», выручка которой выросла на 19,4%. После объявления квартальных результатов Х5 заявила о планах купить контрольные доли в двух крупных ретейлерах Восточной Сибири — сетях «Красный Яр» и «Слата». 

Факторы роста и риски

Котировки продовольственных ретейлеров росли как на общих позитивных новостях сегмента, так и на собственных корпоративных событиях, указывает аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова. «Общий положительный фон задали череда достаточно сильных отчетов по динамике продаж в II квартале. Ретейлеры увеличили выручку в основном за счет роста среднего чека, отмечается небольшое снижение сопоставимого трафика», — говорит она. 

 

При этом бумаги «О'Кей» и «Ленты» показали заметный рост благодаря изначально заниженному уровню котировок и низкой ликвидности, говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. «Небольшой умеренный дисбаланс в пользу покупателей привел к ярко выраженному скачку котировок», — объясняет эксперт.

В целом ретейлеры показывают высокую эффективность во время роста инфляции, говорит аналитик УК «Альфа-Капитал» Юлия Мельникова. «Двузначные темпы роста продаж достигаются за счет увеличения цен на товары, что увеличивает средний чек. В то же время трафик сохраняется стабильным. К тому же компании продолжают расширять торговые площади. С другой стороны, менеджмент также придерживается стратегии оптимизации издержек, что удерживает рентабельность», — говорит она. 

Снижение реальных доходов населения может быть основным риском для продовольственных ретейлеров в нынешней ситуации, говорит Анна Буйлакова из «Финама». «Подобная ситуация вынуждает население менять свои потребительские привычки, что может негативно сказаться на финансовых результатах из-за смещения потребления, например, в менее маржинальные категории», — говорит аналитик. Если давление на кошельки потребителей будет долгосрочным и истощит их сбережения, то возможность перекладывать инфляцию на покупателей будет ограничена, добавляет она. «За неимением возможности (или неумением) сократить издержки за счет повышения эффективности или операционных изменений, ретейлеры могут оказаться в зоне убыточности, так как работают с низкой чистой рентабельностью», — заключает эксперт. 

В случае «Магнита» давление на котировки из-за увеличения предложения бумаг может оказать автоматическая конвертация депозитарных расписок компании, размещенных в Лондоне в локальных акциях, отмечает глава департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров.

Инвестору

Ориентация на внутренний рынок в нынешних экономических условиях играет на руку ретейлерам и делает их финансовые результаты более предсказуемыми по сравнению с компаниями, которые ориентировались на зарубежные рынки, считает аналитик УК «Открытие» Ирина Прохорова. Аналитик называет акции Х5 и «Магнита» привлекательными для долгосрочных вложений. «Все более заметной точкой роста будущей прибыли становятся дискаунтеры, сохраняется запас для повышения операционной эффективности и увеличения рыночной доли», — говорит она. По мнению аналитика, по консервативной оценке доходность по акциям двух крупнейших российских ретейлеров в ближайшие три года может составить 20% ежегодно. Инвестирование в акции российских ретейлеров стоит рассматривать на длительный срок, соглашается Анна Михайлова из «Ингосстрах-Инвестиций». «Компании торгуются ниже своих исторических мультипликаторов, при этом на фоне достаточно сильных показателей II квартала и первого полугодия велика вероятность дивидендных выплат некоторых игроков», — говорит она. 

 

Инвесторам стоит присмотреться к акциям Х5, поскольку группа представила самые сильные результаты по итогам II квартала по сравнению с конкурентами, считает Кирилл Комаров из «Тинькофф Инвестиций». «Мы рекомендуем бумаги средне и долгосрочным инвесторам к покупке с потенциальной доходностью на горизонте 12 месяцев в 20-25%», — резюмирует он.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+