К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Единственное IPO кризисного года: что нужно знать о выходе на биржу Whoosh

Пункт проката электросамокатов Whoosh в Москве (Фото Авилова Александра / Агентство «Москва»)
Пункт проката электросамокатов Whoosh в Москве (Фото Авилова Александра / Агентство «Москва»)
IPO Whoosh станет первым и, вероятно, единственным на российском рынке в 2022 году. Будет ли спрос на акции технологического стартапа в условиях отсутствия иностранных инвесторов, насколько перспективен этот рынок и чего ждать от начала торгов?

Сервис аренды самокатов Whoosh в понедельник, 5 декабря, объявил ценовой диапазон, в котором будут приниматься заявки инвесторов на покупку бумаг компании в рамках IPO — он составит от 185 до 225 рублей за акцию, а оценка компании исходя из этих цифр — 21-25 млрд рублей. 

Успешные размещения на рынке акционерного капитала всегда зависят от наличия так называемых якорных инвесторов — тех, кто приобретает значительную часть объема предложения. На российском рынке такими инвесторами традиционно были иностранные инвесткомпании и фонды, которые после начала конфликта на Украине оказались от этого рынка отрезаны и перешли в разряд недружественных. Размещение Whoosh станет первым IPO на рынке в его новой конфигурации — где 80% объема торгов с акциями приходится на розничных инвесторов. «Компания является, по сути, первопроходцем, и другие участники рынка наблюдают за тем, как ей удастся себя продать и как среагируют инвесторы», — говорит Михайлин из «Велес Капитал». А значит, успех или неуспех IPO может повлиять и на дальнейшую активность в сфере размещений акций и появления новых бумаг на фондовом рынке. 

Справедлива ли оценка 

О намерении провести IPO Whoosh объявил в конце ноября. Тогда источник Forbes, близкий к компании, говорил, что сервис кикшеринга ориентируется на оценку своей стоимости в 30 млрд рублей. Теперь собеседник, близкий к компании, отмечает, что текущая оценка находится примерно на уровне 5-6 EBITDA 2023 года и это «дисконт и к оценке аналитиков, и к аналогам». Изменение рыночной оценки управляющий директор инвестиционного департамента UFG Wealth Management Сергей Беляев называет нормальным явлением — часто изначальная оценка ставится максимальной с возможным предоставлением дисконта, объясняет он. 

 

Оценка в 21-25 млрд рублей выглядит «вполне здравой» и «незавышенной», считает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. За первые девять месяцев этого года выручка Whoosh достигла почти 6 млрд рублей, и мультипликатор выручки вырос в четыре раза — это норма для быстрорастущих компаний, таких как Whoosh, говорит он. «В целом, если андеррайтерам удастся вызвать у инвесторов праздничное настроение, то они могут купить Whoosh и по верхней границе диапазона», — заключает эксперт. Оценка компании выглядит достаточно разумно, соглашается Сергей Беляев — по его мнению, в ней заложен рост в следующие несколько лет.

Если ориентироваться на отчетность компании за девять месяцев, мультипликатор EV/EBITDA (отношение суммы капитализации и чистого долга к EBITDA. — Forbes) составит примерно 8-9x и для быстрорастущего бизнеса с достаточно высокой рентабельностью такой мультипликатор не выглядит слишком высоким, то есть рыночная стоимость компании не завышена, считает аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин. Он также отмечает, что оценить стоимость компании сложно из-за того, что сейчас на российском рынке подобрать аналоги Whoosh проблематично: схожих публичных бизнесов нет, а сделки между непубличными компаниями, как правило, проходят без оглашения подробностей.

У зарубежных аналогов (например, у работающих на американском рынке компаний Bird и Helbiz) EV/EBITDA отрицательный — рентабельность у западных кикшеринговых компаний по EBITDA в лучшем случае близка к нулю, у Whoosh этот показатель по итогам 2021 года составил 64%, отмечает SberCIB. Аналитики объясняют высокий показатель фокусом компании на высокую плотность самокатов на 1 кв. км (это позволяет быстро перемещать самокаты из зон с избыточным предложением в зоны дефицита), а также динамическим ценообразованием (компания отслеживает цены конкурирующих сервисов в такси и каршеринге с помощью анализа больших данных). 

Перспективы рынка и бизнеса

Сейчас на рынке электросамокатов в России три крупных игрока: сам Whoosh конкурирует с сервисом самокатов от «Яндекс Go» и Urent. Аналитики «Б1» (бывшее российское подразделение EY) ожидают, что к 2024 году общая выручка на российском рынке кикшеринга составит 60 млрд рублей, а к 2026 году — 96 млрд рублей. Прошлый, 2021 год рынок кикшеринга закончил с суммарной выручкой 9 млрд рублей. В деньгах рынок аренды самокатов с 2021-го по 2026-й может расти примерно на 60% в год, а количество активных пользователей в ближайшие пять лет может достигнуть 34 млн человек, прогнозируют в «Б1». Общий потенциал числа пользователей в России достигает 54 млн человек, считают авторы исследования. Оценка аналитиков SberCIB Investment Research скромнее — потенциал рынка по числу пользователей в России в 30 млн человек и ежегодный рост в деньгах на 46% в 2021-2026 годах. Аналитики принимают во внимание трудности с продвижением кикшеринга в небольших городах с населением до 300 000 человек, а также недоступность сервиса для тех слоев населения, которые чувствительны к цене. 

Среди драйверов роста рынка кикшеринга авторы исследования «Б1» называют смену модели использования арендованных самокатов. Если раньше их арендовали в основном для развлечений и отдыха, то сейчас доля таких поездок — лишь около 30%. Остальное приходится на транспортные поездки. В «Б1» отмечают, что рынок растет как из-за увеличение числа пользователей, так и из-за большей частоты поездок. При этом эксперты указывают, что динамика рынка кикшеринга повторяет его динамику в развитых странах, но с лагом примерно в два года. Исходя из этого, авторы исследования делают вывод, что к 2026 году проникновение кикшеринга (то есть доля тех, кто пользуется услугой хотя бы раз в сезон, в населении страны) составит 14%.

 

Проблемой для роста бизнеса могут стать климатический и региональный факторы, считает Леонид Делицын. «В Санкт-Петербурге и Москве ситуация достаточно понятная: люди сами являются рекламой самокатов. Наглядность — один из главнейших факторов, которые играют на руку Whoosh. И в больших городах распространение самокатов происходит очень быстрыми темпами», — говорит аналитик. Однако в небольших населенных пунктах развитой инфраструктуры для микромобильного транспорта, как правило, нет. «Так что внезапно может произойти насыщение рынка», — заключил аналитик «Финам». 

Рынок кикшеринга в России находится только в начале своего развития и далек от насыщения, не согласны аналитики «ВТБ Мои Инвестиции». В компании указывают, что уровень проникновение сервиса пока еще на достаточно низком уровне относительно других стран: например, среднее количество самокатов на тысячу человек в России составляет 3,1 против 12,2 в Хельсинки, 11,5 — в Осло и 6,3 — в Берлине. 

Еще один риск для Whoosh, по мнению Делицына, — то, что конкуренция на рынке кикшеринга, вероятно, будет расти. В качестве риска в виде «ценовой войны за долю на рынке» этот фактор выделяют и эксперты «Б1». Основатель Whoosh Дмитрий Чуйко в качестве основных конкурентов называл Urent, у которой есть сопоставимый флот самокатов, а также кикшеринговый сервис «Яндекса». 

Аналитики «Б1» в качестве рисков выделяют также введение регуляторных ограничений, таких как ограничение флота электросамокатов в городе, введение зон, запрещающих движение электросамокатов. Аналитики приводят в пример зарубежный опыт: например, в Осло флот операторов кикшеринга ограничен 8000 электросамокатов, а в Стокгольме городской совет ограничил количество электросамокатов в 1500 на одну компанию. Сейчас в Стокгольме зарегистрировано 12 000 электросамокатов, почти в два раза меньше, чем летом 2021 года. Однако, по мнению аналитика Freedom Finance Global Алема Бектемирова, пока такие риски в России для отрасли можно считать низкими. «После того как электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства получили особый статус — средства индивидуальной мобильности, это никак не повлияло на работу кикшеринговых компаний», — указывает он.

Примут ли компанию инвесторы 

Поскольку IPO Whoosh будет первым первичным размещением акций в России в новых условиях, динамика бумаг после размещения будет индикатором для всего рынка, считает Беляев из UFG Wealth Management. Учитывая, что это IPO — первое в году, оно может привлечь внимание инвесторов, которые ищут новые идеи на российском рынке, к тому же компания рынку уже известна — в июне Whoosh успешно разместил облигации на 3,5 млрд рублей при изначально планировавшемся объеме заимствований в 3 млрд рублей, пишут аналитики «ВТБ Мои инвестиции». В то же время они отмечают, что в условиях высокой волатильности инвесторы сохраняют осторожный подход. В качестве иллюстрации они приводят недавнее SPO IT-компании «Группа Позитив» (Positive Technologies), специализирующейся на кибербезопасности. Изначально компания объявила о SPO на 2,64 млн акций, но в итоге собрала заявок только на 932 600 акций или 35% от запланированного объема. 

Наличие нового имени на фондовом рынке всегда вызывает ажиотаж, а в условиях ограниченного возможного списка инвестиций особенно, добавляет Сергей Беляев. С другой стороны, компания позиционируется как «растущая», что сейчас не является основным приоритетом для инвесторов, считает Беляев. В то же время интерес инвесторов может подогреть тот факт, что компания планирует выплачивать дивиденды 25-50% от чистой прибыли в зависимости от уровня соотношения чистый долг/EBITDA, указывает Алем Бектемиров из Freedom Finance Global. Текущий уровень долговой нагрузки (0,9) позволит компании выплатить дивиденды на уровне 50% от прибыли. 

Общий объем IPO составит до 5 млрд рублей. Эта сумма складывается из допэмиссии акций и части акций, которую продадут действующие акционеры сервиса. Торги бумагами с тикером WUSH должны начаться 14 декабря. Привлеченные на IPO деньги компания планирует потратить на расширение парка, выход в новые регионы и «укрепление лидерских позиций» на рынке.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+