Взялись за IPO: почему ЦБ решил менять подход к первичным размещениям акций

ЦБ начал общественное обсуждение новых подходов к IPO. Регулятор отмечает, что сложившаяся в последние годы практика размещения акций на бирже не учитывает изменившейся реальности, в которой отсутствуют иностранные инвесторы и возрастает роль розничных участников без специальных знаний. Отсутствие знаний с одной стороны и качественной информации от эмитентов с другой часто приводит к тому, что инвесторы покупают кота в мешке и терпят убытки.
До 20 февраля ЦБ будет собирать отзывы на свои предложения, после чего, если потребуется, инициирует изменения законодательства или скорректирует собственные нормативные акты.
Почему первичные размещения для розничных инвесторов стали источником риска и что ЦБ планирует с этим делать?
Новая реальность
Рынок публичного размещения акций в России сильно изменился после начала «спецоперации»* на Украине. Исчезли иностранные инвесторы, а сами компании перестраивали бизнес, ориентируясь на внутренний спрос. При этом к концу второго года «спецоперации» IPO из разряда обычных рыночных сделок перешло в категорию инструментов достижения стратегических целей государства. В начале своего пятого президентского срока Владимир Путин поставил задачу нарастить капитализацию фондового рынка до 66% ВВП. Чтобы это получилось, на рынке в ближайшие шесть лет должно появиться около 30 компаний, сравнимых по масштабу со Сбербанком, «Роснефтью» и «Лукойлом», говорила в конце декабря управляющий директор по взаимодействию с эмитентами и органами власти Мосбиржи Елена Курицына.
Но пока на рынке активны розничные инвесторы, а первичные размещения измельчали с точки зрения привлеченных сумм. Объем IPO последних трех лет суммарно почти в три раза ниже, чем за рекордный по этому показателю 2021 год. Тогда на рынок вышло девять компаний, которые привлекли более 300 млрд рублей. Однако по числу IPO эти годы оказались рекордными. В 2024 году на рынок вышло 13 компаний, которые привлекли в общей сложности около 70 млрд рублей.
IPO в убыток
ЦБ отмечает, что всего в первичных размещениях в 2024 году приняли участие 415 000 розничных инвесторов, которые обеспечили 40% всех привлеченных средств. 70% из них были неквалифицированными инвесторами, то есть не обладали профессиональными знаниями в биржевой торговле. При этом финансовые результаты принявших участие инвесторов оказались неутешительными, поскольку пик IPO совпал с коррекцией на рынке акций из-за ужесточения монетарной политики ЦБ, говорит инвестиционный стратег «Алор Брокера» Павел Веревкин.
Он отмечает, что большинство участников подошли к IPO как спекулянты, не проводя глубокого анализа каждого конкретного эмитента, и во многих случаях этот расчет не сработал. И только лишь семь из 22 IPO, прошедших за последние два года, принесли инвесторам прибыль, если сравнивать их текущие котировки с ценой размещения, добавляет директор департамента корпоративных финансов «Цифра брокер» Роман Соколов.
В последние два года на рынок вышло несколько небольших компаний, и к прозрачности размещения их акций есть вопросы, говорит управляющий директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. В частности, он отмечает непрозрачное корпоративное управление в этих компаниях и недостаток информации об их финансовых показателях.
Доступ к информации
ЦБ подтверждает, что розничные инвесторы зачастую не обладают достаточной информацией для того, чтобы оценить конкретный инвестиционный кейс, а эмитенты часто формально относятся к материалам в проспекте ценных бумаг. «Их структура и содержание не позволяют инвестору получить важную для инвестиционных решений информацию, прежде всего ключевые финансовые и операционные показатели», — говорится в докладе ЦБ.
Директор рынков акционерного капитала инвестбанка «Синара» Ирина Цаава отмечает, что для институциональных инвесторов перед IPO проводятся личные встречи и презентации эмитентов, а розничные инвесторы должны ограничиваться лишь проспектом, маркетинговыми и рекламными материалами. Это делает частных инвесторов более уязвимыми к рискам.
ЦБ предлагает трансформировать резюме проспекта ценных бумаг с учетом интересов розничных инвесторов. Регулятор считает, что документ должен быть кратким, не более семи страниц, изложенных простым языком, и содержать информацию о стратегии и перспективах компании, ее финансовых показателях в сравнении с прошлыми периодами и о факторах, влияющих на реализацию стратегии. Также ЦБ считает, что эмитенты должны раскрывать не только информацию о прошедших периодах, но и прогнозные показатели выручки, прибыли, рентабельности капитала.
Ведущий инвестиционный консультант сервиса «Газпромбанк Инвестиции» Роман Беликов отмечает, что включение такой информации в проспект ценных бумаг позволит аналитикам более качественно оценивать деятельность эмитента и прогнозировать, например, соблюдение дисциплины дивидендных выплат.
Справедливая цена
Однако основной вопрос, который ЦБ предстоит решить, — это подход к определению справедливой цены при размещении акций и их распределении между инвесторами, говорит Константин Асатуров из «Системы Капитал». ЦБ пишет, что для некоторых выходивших на IPO компаний в свободном доступе вообще не было аналитических отчетов с оценкой стоимости эмитентов.
Некоторые же эмитенты ограничились размещением лишь одного отчета. При низкой активности институциональных инвесторов, влияющих на цену размещения, есть риск, что в таких ситуациях стоимость размещения будет определяться некорректно. Поэтому ЦБ предлагает взять за правило размещать как минимум два независимых аналитических отчета с оценкой справедливой стоимости компании. Они должны быть типовыми и доступными широкому кругу инвесторов.
И еще одна проблема, которая волнует как рынок, так и регулятора, — это распределение акций между инвесторами. Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев говорит, что в последнее время компании выводили на рынок небольшую долю уставного капитала — подчас меньше 10%. А есть компании, которые планируют выводить от 2% до 5% (например, 2% акций планирует разместить «Сибур»).
При этом IPO зачастую сопровождаются ажиотажным спросом с превышением предложения в 20-30 раз. В итоге инвесторы получают меньшее число акций, чем предполагалось, говорится в докладе ЦБ. Регулятор предлагает обязать эмитентов раскрывать подходы к распределению акций между разными категориями инвесторов не позднее, чем за один рабочий день до старта сбора заявок. Также ЦБ хочет обязать эмитентов отчитываться о фактическом распределении акций после размещения.
В целом предложенные ЦБ меры будут оздоравливать климат IPO, но не решат ключевых проблем — низкой активности институциональных игроков и низкой оценки компаний, говорит директор по инвестициям Sirius Capital Елизар Бубнов. Чтобы рынок IPO развивался, нужны стимулы для крупных игроков и улучшение макроэкономической среды, резюмирует он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.