Выгодный развод: как Безос помог российским держателям акций бывшей Yandex N.V.

Вторая молодость
Платформа Toloka, дочерняя компания Nebius основателя «Яндекса» Аркадия Воложа, привлекла $72 млн инвестиций от фонда Bezos Expeditions основателя Amazon Джеффа Безоса. Toloka специализируется на разметке данных для обучения моделей искусственного интеллекта. Amazon наряду с Microsoft входит в число клиентов Toloka.
В результате сделки Nebius сохранит контрольный пакет Toloka, но откажется от контроля голосов в совете директоров. Это даст Toloka большую независимость и гибкость, говорится в сообщении Nebius. Кроме Bezos Expeditions, в сделке участвовал технический директор Shopify Михаил Парахин, который ранее работал в «Яндексе». Он станет председателем совета директоров Toloka.
Чем Toloka привлекла иностранных инвесторов? По словам эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дениса Буйволова, Toloka занимается высококачественной разметкой данных для обучения ИИ, а качественные данные сейчас в дефиците. Потому Toloka можно считать «весьма уникальной» компанией, а инвестиции в нее могут быть привлекательными.
«Учитывая, что Toloka имеет доступ к облачной инфраструктуре Nebius, это готовая фабрика для поставки данных самообучающимся машинам. Безос как человек, пропустивший самое начало AI-революции, это отлично понимает», — говорит эксперт по фондовому рынку «Гарда Капитал» Кирилл Селезнев. Кроме того, сделка поможет Безосу усилить ИИ-стартапы в экосистеме Amazon, добавляет партнер Capital Lab Евгений Шатов.
Для Nebius и Воложа сделка выглядит подтверждением того, что бизнес Nebius получил дополнительные преимущества от прихода иностранных инвесторов после завершения «развода» с «Яндексом», говорит управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев.
«Вероятно, главный выигрыш Воложа — это вторая «молодость», благодаря Nebius в 60 лет он снова стал стартапером и руководит компактной, стремительно растущей компанией», — добавляет аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын.
Акции Nebius на Nasdaq после объявления о сделке с фондом Безоса выросли почти на четверть, до $35. Для сравнения, акции «Яндекса» стоят сегодня 4107,5 рубля, или около $51. Инвесторы верят в построссийский перезапуск бывших активов Yandex N.V., считает Евгений Шатов. «Воложу удалось сохранить контроль над перспективными направлениями (AI, облака) вне санкционного контура, а также получить возможность масштабироваться на глобальных рынках, избегая ассоциаций с Россией», — говорит он.
Какие перспективы
Нидерландская Yandex N.V., которая была головной компанией «Яндекса», в прошлом году завершила продажу российского бизнеса. Разделение было связано с проблемами, которые возникли после начала «спецоперации»* на Украине. «Яндекс» переехал в Калининградскую область, а его акции торгуются на Мосбирже. Оставшиеся за рубежом активы — ряд стартапов и дата-центр образовали Nebius.
Акции Nebius с осени прошлого года торгуются на Nasdaq, как ранее Yandex N.V. Сегдняшняя цена в $35 за акцию — не лучший результат Nebius: на пике в феврале они стоили почти столько же, сколько акции россйского «Яндекса» — $48. Потом, правда, после публикации финансовых результатов упали и планомерно дешевели до середины апреля, опустившись до $20.
Текущую стоимость акций Леонид Делицын из «Финама» считает избыточной, по его мнению, справедливая оценка — $25. «Очень высокая капитализация Nebius — компания оценивается почти в 80 годовых выручек — основана пока в основном на далеких перспективах. При этом втрое более крупный публичный конкурент CoreWeave оценивается лишь в 12 годовых выручек. Поэтому стоимость акций Nebius испытывает колоссальные колебания», — считает он.
С такой оценкой не согласен Денис Буйволов из БКС. По его мнению, несмотря на существенный рост на последних сессиях, у Nebius сохраняется существенный потенциал. «Рынок пока недооценивает потенциал не только бизнеса Toloka AI, но и основного бизнеса Nebius AI, а также бизнеса Avride (беспилотные автомобили). С учетом информации о новом раунде ClickHouse (систему управления базами данных) по оценке в $6 млрд, справедливая оценка Nebius Group сейчас находится на уровне $50,1 за акцию», — говорит он.
Руководитель отдела анализа акций Sirius Capital Анна Казарян считает покупку акций Nebius хорошей долгосрочной инвестицией: несмотря на то что компания пока убыточна, выручка растет высокими темпами. В 2024 году она выросла в шесть раз. Кроме того, у компании нет долговой нагрузки.
Портфельный управляющий General Invest Татьяна Симонова тоже позитивно смотрит на инвестиционный кейс Nebius. «Компания хорошо позиционирована для увеличения доли рынка, который сам по себе является очень обширным и перспективным. Уровень новых инвесторов (Nvidia, Bezos Expeditions и другие) лишний раз подтверждает это», — говорит она.
Зачем это знать
После «развода» Nebius и «Яндекса» у многих российских инвесторов остались на руках акции нидерландской компании, которые покупались на внебиржевом рынке. Новые владельцы «Яндекса» частично отказались менять их на российские. По оценке Евгения Шатова, на руках у российских инвесторов, имеющих доступ к иностранным торгам, может быть до 30% бумаг. Но для них сохраняются инфраструктурные ограничения из-за санкций против финансовой системы России.
По словам пожелавшего сохранить анонимность инвестора, которому в прошлом году не удалось обменять акции Yandex N.V. на российские, сейчас держатели бумаг Nebius из России могут либо продать их на внебиржевом рынке с дисконтом, либо перевести их сначала зарубежному брокеру и после этого попытаться продать за рубежом. Он предпочитает держать бумаги и наблюдать за их динамикой. Инвестиции Безоса в бизнес Воложа он считает позитивным знаком.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.