Без дивидендов: почему компании в этом году отказываются делиться прибылью

Череда отказов
Производитель бриллиантов «Алроса» 26 мая решил не выплачивать финальные дивиденды за 2024 год, после того как ранее выплатил промежуточные, — это решение уже утвердили акционеры компании. В этот же день акционеры «Русала» решили не платить по итогам I квартала 2025 года.
Эти решения — одни из немногих в череде разочарований для инвесторов, которые часто рассчитывают на щедрые выплаты при покупке акций. О том, что дивидендов не будет, также заявили «Газпром» (но планирует распределить выплаты «Газпром нефть»), «Норникель», НЛМК, ММК, «Северсталь», «Совкомфлот», ПИК.
Некоторые решения по дивидендам были ожидаемы, как, например, с «Газпромом», который платил дивиденды последний раз в 2022 году. Или с застройщиками, у которых проблемы на фоне роста ставок по ипотеке. Но, например, отказ от выплат «Магнита» стал для инвесторов неприятным сюрпризом.
В чем причина?
Действительно, решений не платить дивиденды стало больше, причем речь идет не просто о компаниях первого эшелона на фондовом рынке, но и о структурах с государственным участием, обращает внимание управляющий директор департамента по работе с акциями УК «Доверительная» Константин Асатуров. Он приводит две причины: санкции и высокая ставка ЦБ.
На эффект высоких ставок в экономике также обращает внимание инвестиционный стратег «Гарда Капитала» Александр Бахтин. «Финансирование на рынке сейчас дорогое, компаниям приходится обслуживать долги по более высоким ставкам, и им не до дивидендов», — говорит он.
На многих влияют санкции, которые были введены в ответ на «спецоперацию»* на Украине. Например, суда «Совкомфлота» неоднократно оказывались в санкционных списках. ЕС и США считают их «теневым флотом», который используется для транспортировки российской нефти в обход ограничений. Это приводит к снижению доходов и простою части судов. «Танкеры под санкциями если и фрахтуются, то с существенным дисконтом, что уже сказывается на результатах компании. Поэтому отказ от дивидендов тут вопросов не вызывает», — говорит аналитик «Цифра брокера» Иван Ефанов.
Потеря европейского рынка также сказалась на финансовых показателях «Газпрома», отмечают аналитики «Финама». При этом в случае с этой компанией ключевой причиной отказа от дивидендов стала повышенная налоговая нагрузка в 2023-2024 годах.
На решении не платить дивиденды сказались и низкие цены на сырье, добавляет эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Андрей Смирнов. В частности, черные металлурги столкнулись с пониженным спросом на свою продукцию и падением денежных потоков, к которым привязаны их дивидендные выплаты, отмечает аналитик «Альфа-Инвестиций» Дмитрий Пучкарев. А «Алроса» переживает последствия глобального кризиса алмазного рынка.
Что в итоге?
Суммарно в этом году объем дивидендных выплат будет ниже, чем в прошлом, прогнозирует Константин Асатуров из «Доверительной». «Объем дивидендных выплат в прошлом году составил около 4,3 трлн рублей, в этом году мы ждем немного меньше — 3,9-4,1 трлн рублей. Многое будет зависеть от решения конкретных компаний», — подсчитывает он.
По оценке Андрея Смирнова из БКС, общий объем дивидендных выплат может составить до 4 трлн рублей в этом году. В 2024-м весной-летом компании выплатили 2,6 трлн рублей, говорит Пучкарев из «Альфа-Инвестиций». В этом году на этот период придется около 2,4 трлн рублей. «Основной вклад в снижение объема выплат внесли черные металлурги», — говорит он.
Что делать?
Идея покупки акций под дивиденды сейчас не очень интересна, считает Асатуров из «Доверительной». Это связано с тем, что на фоне высоких ставок (ключевая ставка ЦБ — 21%) дивидендная доходность большинства компаний не очень привлекательна.
«Формировать портфель в расчете на дивиденды стоит только в том случае, если инвесторы строят планы более чем на год», — говорит Асатуров.
«Сами дивиденды в среднем по крупным компаниям приносят менее 10%. И это, конечно, сильно ниже ставок по вкладам и доходности ОФЗ», — резюмирует Александр Бахтин из «Гарда Капитал».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.