К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Опасный дисконт: чем грозят покупки иностранных акций на внебиржевом рынке

Фото Стояна Васева / ТАСС
Фото Стояна Васева / ТАСС
Российские инвесторы, которые покупают заблокированные иностранные акции на внебиржевом рынке, должны заплатить налог на материальную выгоду, несмотря на то, что продать активы по рыночной цене они не могут. В похожей ситуации оказалась часть миноритариев Yandex N.V. Откуда взялся этот налог и почему его придется платить даже при убытках 

Сделки и налоги

В конце апреля Мосбиржа запустила внебиржевые торги заблокированными иностранными акциями. Теперь владельцы могут продать их внутри России, правда, с дисконтом 50–70%. Ранее такую же возможность — избавиться или приобрести заблокированные иностранные акции — клиентам предоставляли некоторые российские брокеры. Купить эти акции могут только квалифицированные инвесторы. Но за такие операции им придется заплатить дополнительный налог — на материальную выгоду.

Ранее в похожую ситуацию попали миноритарии голландской Yandex N.V. (ныне — Nebius), которые покупали акции на внебиржевом рынке с дисконтом, чтобы затем выгодно обменять их на акции российского «Яндекса» в результате раздела активов Yandex N.V. Обменять бумаги многие из них не смогли, продать их было сложно. Но налог на материальную выгоду им все равно был начислен.

«То, что фактически с этими бумагами сейчас вообще ничего сделать нельзя, не учитывается. Мне начислили налог уже несколько миллионов на эти акции, что противоречит таким принципам налогообложения, как экономическая обоснованность и соразмерность», — рассказывал ранее Forbes один из миноритариев Yandex N.V. Александр Прасолов. 

 

Адвокат миноритариев, управляющий партнер юридической фирмы Law & Capital Виктор Обыденнов говорит, что на эту ситуацию нужно обратить внимание всем, кто будет покупать любые иностранные бумаги на внебиржевых торгах. 

Откуда выгода

Материальная выгода — один из способов определения базы для подоходного налога физических лиц. Ее расчет регулирует статья 212 Налогового кодекса. Она говорит, что налог может начисляться инвесторам, которые с дисконтом покупают ценные бумаги. Налоговой базой в таком случае выступает размер дисконта — разница между ценой на внебиржевом рынке и котировками на бирже, говорит советник практики международного налогового планирования BGP Litigation Элина Бурыкина.

 

Важным моментом тут является способ определения рыночной цены актива. Этот механизм прописан в приказе упраздненной ныне Федеральной службы по финансовым рынкам от 2010 года. В нем говорится, что рыночная цена может определяться на основе минимальной цены сделки с ценной бумагой на российской бирже или на иностранной фондовой площадке. В случае с заблокированными акциями за основу берутся цены на иностранных биржах, которые могут быть в разы выше, чем на внебиржевом рынке, объясняет адвокат, партнер АБ НСП Михаил Халецкий.

Сколько именно заплатит в конечном итоге инвестор, зависит от его общего годового дохода, говорит партнер адвокатского бюро «Астериск» Федор Закабуня. Ставка в 13% будет применяться к доходу до 2,4 млн рублей, 15% — для более высоких сумм. Тот факт, что активы заблокированы и распоряжаться ими в полной мере нельзя, налоговое законодательство не учитывает. Forbes направил запрос в Минфин и ФНС, на момент публикации ответ не получил. 

Научный подход 

Столкнувшись с налогом на материальную выгоду, инвесторы Yandex N.V. решили его оспорить. По словам Обыденнова, для начала провели научную экспертизу. В заключении, которое подготовил кандидат юридических наук Алексей Савенков для защиты миноритариев Yandex N.V., говорится, что права на акции, хранящиеся в иностранных депозитариях, серьезно ограничены из-за санкций в отношении России.

 

Он сравнивает акции Yandex N.V., которые торговались на внебиржевом рынке и на Мосбирже, и приходит к выводу, что у них разный объем прав, и это объясняет разную стоимость. «Это несло за собой разные правовые и экономические риски. Соответственно, расхождение цены акций Yandex N.V. на внебиржевом рынке и ММВБ было неизбежно и экономически обоснованно», — говорится в заключении. 

Похожая ситуация и с акциями иностранных компаний, которые допущены на Мосбирже к внебиржевым торгам. Набор прав по ним в России и за рубежом — разный. Их, например, нельзя продать на NYSE или Nasdaq. В этом случае, считает Савенков, тоже уместен вопрос, насколько тождественны между собой два типа акций и что в таком случае является материальной выгодой. 

Савенков указывает, что в случае с Yandex N.V. правильнее было бы рассчитывать налогооблагаемую базу, исходя из средневзвешенной цены акций на внебиржевых торгах. Результаты экспертизы Обыденнов планирует использовать для дальнейшего оспаривания налога и допускает судебные разбирательства с брокерами и ФНС. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Почему это важно

Решение покупать заблокированные активы на внебиржевом рынке — рискованное дело само по себе, тем не менее инвестор принимает его самостоятельно, на свой страх и риск. То есть соотносит вероятность получения прибыли и свои риски, а также налоговые последствия сделок, говорит специальный советник коллегии адвокатов Pen & Paper Наталья Бунина. Ведь неизвестно, когда и по какой цене можно будет перепродать бумаги и когда будет (если будет) разблокировка, добавляет Михаил Халецкий из НСП. 

В то же время Виктор Обыденнов из Law & Capital обращает внимание, что некоторые брокеры запуск внебиржевых торгов заблокированными активами продвигают как некий инвестиционный продукт, доступный квалифицированным инвесторам. Он отмечает, что инвесторы могут не осознавать налоговые последствия, торгуя бумагами на внебиржевом рынке и зарабатывая небольшую прибыль в 5–10%. Потом эта прибыль сходит на нет из-за налога на материальную выгоду. Обыденнов отмечает, что брокеры могут не информировать об этом своих клиентов. 

 

«Брокеры должны предупреждать клиентов о таком налоге. Инвесторам, особенно при спекулятивной торговле, следует рассчитывать цену продажи ценной бумаги так, чтобы разница между покупкой и продажей покрывала налог на матвыгоду, иначе такие сделки будут убыточны», — резюмирует Обыденнов. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+