Не сыграла: почему снижение ключевой ставки вызвало падение рынка акций

Рано радовались
Индекс Мосбиржи на торгах 9 июня потерял около 2% по сравнению с предыдущим закрытием и опустился ниже 2740 пунктов. Также заметное снижение индикатор демонстрировал и 6 июня после того, как Банк России решил уменьшить ключевую ставку на 1 п.п. — до 20%.
Рынок ждал снижения ключевой ставки, а аналитики называли смягчение политики ЦБ одним из главным драйверов для российских акций. Тем более что пятничное снижение ключевой ставки — первое за три года. Но смягчение, на которое пошел ЦБ, сопровождалось дополнительными комментариями. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина дала понять, что Банк России сохраняет свободу действий и может снова поднять ключевую ставку, если будет необходимость.
Если бы сигналы ЦБ говорили о поступательном развороте монетарной политики, на рынке акций был бы взрывной рост, убежден эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Андрей Смирнов. Но сделанные заявления оставляют регулятору широкое пространство для маневров, и неопределенность на рынке сохраняется, объясняет он.
Часть аналитиков до заседания ЦБ ожидала, что ставка может быть снижена сразу до 19%, однако эти ожидания не оправдались. Как пишет в аналитической записке директор по инвестициям «Астра УА» Дмитрий Полевой, ставка в 19% была бы возможна, если бы показатели по инфляции и росту ВВП улучшались быстрее ожиданий ЦБ.
ЦБ намекнул рынку, что быстрого снижения ставки ждать не стоит, говорит аналитик «Цифра брокера» Иван Ефанов. «До этого рынок осознал, что не стоит ожидать быстрого наступления перемирия, и эти два фактора вкупе сейчас расстраивают инвесторов», — говорит он.
Инвесторы поняли, что полноценный цикл снижения ставки маловероятен из-за макроэкономических данных, которые, в свою очередь, зависят от роста бюджетных расходов. Сохранение ставки на уровне 20% воспринимается как сигнал о том, что экономические условия остаются сложными, а инфляция сдерживается лишь высокой стоимостью денег и крепким рублем, а не фундаментальными факторами, обращает внимание инвестиционный стратег «Алор Брокера» Павел Веревкин.
Для инвесторов, которые хотели заработать на акциях уже в ближайшие недели и месяцы, новость о том, что ключевая ставка будет снижаться медленно, вкупе с нейтральным тоном ЦБ, — это негатив, добавляет инвестиционный стратег «Гарда Капитал» Александр Бахтин.
Что такое 20%
Разница между 20 и 21% невелика для бизнеса, говорит руководитель направления аналитики «Альфа-Инвестиций» Василий Карпунин. «Для роста акций сейчас важно не само снижение ставки, а ожидания того, что эта тенденция продолжится», — говорит он.
Снижения ключевой ставки на один процентный пункт недостаточно для того, чтобы вызвать у инвесторов стойкий интерес к рынку акций, говорит руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам» Наталья Малых. По ее словам, 1 п.п. — это ничтожно мало. И ставки по депозитам, хоть и снижаются, остаются привлекательнее акций и опережают инфляцию. Инвестиционный стратег «ВТБ Мои инвестиции» Станислав Клещев тоже считает, что снижения ключевой ставки до 20% недостаточно для того, чтобы инвесторы изменили свои предпочтения.
Получить более высокую доходность можно и в ОФЗ, говорит Александр Бахтин из «Гарда Капитал». По его словам, чтобы акции стали интереснее инвесторам, ставка должна опуститься до 15% в ближайшие месяцы. До этого момента рынок акций будет колебаться около тех же значений.
О том, что ставка должна быть на уровне 15-17%, чтобы эффект от ее снижения отразился в котировках, говорит также Павел Веревкин из «Алор Брокера». Он считает, что создать условия для устойчивого снижения ключевой ставки могло бы замедление темпов роста госрасходов, а также обеспечение «роста экономики за пределами военно-промышленного комплекса».
Главный аналитик «Т-Инвестиций» Кирилл Комаров считает, что рынок «застрял в новостном цикле взлетов и падений» и сильных драйверов для начала роста акций нет. Он считает, что рост может начаться вместе с ослаблением рубля. При крепкой национальной валюте даже позитивные ожидания от динамики ключевой ставки не дадут существенного роста, считает он. Комаров полагает, что ослабления курса рубля стоит ждать в июле — августе.