Великобритания упростила разблокировку активов российских инвесторов
Британские власти разрешили своим финансовым организациям и международным депозитариям Euroclear и Clearstream операции с активами, заблокированными из-за наличия в цепочке хранения попавшего под санкции брокера. Речь идет и о разблокировке средств, но есть условие: инвестиции должны быть сделаны до попадания участника цепочки под ограничение. Генеральная лицензия определяет брокеров неоднозначно, и, судя по ее тексту, под определение попадает и НРД, указал адвокат NSP Глеб Бойко
Управление по применению финансовых санкций Великобритании (OFSI) выдало генеральную лицензию, которая позволяет британским финансовым организациям, а также международным центральным депозитариям Euroclear и Clearstream совершать любые действия с активами не попавших под санкции инвесторов, если в цепочке хранения присутствует подсанкционный брокер. Документ опубликован на сайте британского правительства.
Эта лицензия позволяет тем лицам, которые не находятся под санкциями, перевести активы от подсанкционных брокеров к свободным от ограничений. Это касается тех случаев, когда внесенный в санкционный список брокер — единственное лицо в цепочке, которого касаются рестрикции. При этом активы должны относиться к инвестициям, сделанным до того, как участник цепочки попал под санкции. Лицензия вступает в силу 18 июля.
Лицензия OFSI определяет подсанкционных брокеров как «любое финансовое учреждение, предоставляющее брокерские услуги». По смыслу под это определение может попасть российский Национальный расчетный депозитарий, у которого брокерской лицензии нет, объяснил Forbes адвокат NSP Глеб Бойко. Он подчеркнул, что это его мнение, поскольку в целом это условие в лицензии сформулировано неоднозначно, и оно может потребовать дополнительной сверки с OFSI.
«Таким образом, данная генеральная лицензия упрощает разблокировку активов с UK nexus (связью с Великобританией. — Forbes), которые хранятся в Euroclear или Clearstream, как в случае, если в цепочке хранения есть НРД, так и в случае с санкциями в отношении иного финансового института», — подытожил Бойко.
У части инвесторов, которые обращались за разблокировкой активов в Euroclear и Clearstream, активы были связаны с британской юрисдикцией: например, британские ценные бумаги, отмечает Бойко. В этом случае международный депозитарий требовал от заявителя получать лицензии OFSI в дополнение к разрешениям Казначейства Бельгии и Минфина Люксембурга соответственно. Теперь лицензия OFSI исключается из цепочки разблокировки, но лицензия регуляторов юрисдикции международных депозитариев все равно потребуется, поясняет Бойко.
К санкциям против НРД Великобритания присоединилась летом 2024 года, когда США ввели рестрикции против группы «Мосбиржи», в которую входит депозитарий.
