Брокеры начали предлагать клиентам идею частного обмена замороженных активов
Брокеры разослали клиентам презентации, в которых идет речь о возможном обмене заблокированных активов с иностранцами в частном порядке, сообщают источники «Ведомостей», «РБК Инвестиций» и «Коммерсанта». Сделки потребуют одобрения регуляторов как в России, так и за рубежом, и есть риск их не получить. Кроме того, брокеры планируют брать комиссию — 5–20% от суммы обмениваемых активов. Источник на финансовом рынке считает, что активность в этом направлении — отголосок потепления отношений России и США после встречи Путина и Трампа на Аляске
Российские брокеры направили своим клиентам пояснительные материалы с описанием процедуры предполагаемого обмена заблокированных активов, пишут «Коммерсантъ», «Ведомости» и «РБК Инвестиции» со ссылкой на источники на рынке и брокерские рассылки. Речь идет об обмене иностранных ценных бумаг, принадлежащих клиентам брокеров, на российские активы зарубежных инвесторов в частном порядке.
Издания перечисляют нескольких брокеров, которые направили такие предложения инвесторам: в их числе БКС, «КИТ Финанс», ВТБ. Источник «Коммерсанта», знакомый с материалами презентаций, рассказал, что инвесторы смогут обменять лишь те активы, право собственности на которые возникло до июня 2022 года — то есть до того, как ЕС ввел санкции против Национального расчетного депозитария (НРД), из-за чего активы в депозитариях Euroclear и Clearstream оказались заблокированы окончательно.
Помимо этого, право собственности на эти бумаги должно обеспечиваться непрерывно по настоящее время. Предполагается, что эти активы своих клиентов брокеры обменяют на российские бумаги, замороженные у нерезидентов на счетах типа «С». Предполагается, что оценка иностранных бумаг производится по рыночным ценам (цена закрытия на иностранной площадке, цена последней сделки на иностранной площадке, иная индикативная цена).
В случае с БКС, согласно его презентации, к обмену будут допущены те бумаги, которые хранятся по цепочкам ООО «Компания БКС» — НРД — Euroclear и ООО «Компания БКС» — СПБ-банк — НРД — Euroclear, указывает «Коммерсантъ». «Такие сделки позволят высвободить оставшиеся активы нескольких тысяч клиентов», — цитируют презентацию «Ведомости». Отмечается, что сделка потребует одобрений со стороны российских и иностранных органов и займет порядка 7–12 месяцев: реальный срок зависит от того, сколько времени уйдет на получение зарубежного разрешения. Вероятность будущего обмена в презентации оценивается как высокая, но не гарантированная, поскольку есть риск не получить согласие регуляторов.
Согласно одной из презентаций, на которую ссылается «Коммерсантъ», инвесторы должны будут самостоятельно заключить договоры с «Инвестиционной палатой», которая ранее выступала платформой для централизованного обмена активов в 2024 году. После этого им нужно будет перевести на ее счета заблокированные иностранные ценные бумаги. В другой брокерской компании, по данным газеты, активы клиента переводят с торгового на неторговый счет. Предполагается, что такие операции будут доступны лишь квалифицированным инвесторам. Клиентам придется платить брокерам комиссионные: так, «Инвестпалата» планирует брать по 5%, а «КИТ Финанс» — 20% от стоимости обменянных активов, пишет РБК.
БКС в ответ на запросы изданий сообщил, что рассматривает все возможные варианты, нацеленные на разблокировку или обмен иностранных ценных бумаг своих клиентов. Представитель ВТБ в разговоре с «Ведомостями» сообщил, что сам банк ни с кем переговоров об обмене зарубежных бумаг не ведет, но его клиентам поступают предложения о реализации подобных сделок от небольших несанкционных компаний.
«Инвестиционная палата» рассказала, что регулярно получает от клиентов запросы «о возможности проведения обмена и правилах участия в нем». Компания считает, что необходимо «сначала подготовить юридическую базу для потенциальной сделки или сделок, собрать заявки с российских держателей иностранных ценных бумаг, после чего есть смысл начинать общение с иностранными держателями российских акций». В комментарии на сайте брокер добавил, что в рамках указа №844 реализовал несколько сделок по разблокировке активов на 10,6 млрд рублей. Тогда «Инвестпалата» действовала самостоятельно, комиссия составила 2%. Компания добавила, что «продолжает поиск решений для владельцев заблокированных ИЦБ на следующих принципах — самостоятельно, напрямую с частными инвесторами и без уплаты комиссий участникам рынка».
«КИТ Финанс» на запросы не ответил. Банк России сообщил «Коммерсанту», что предложения по обмену заблокированными активами от участников рынка ему не поступали.
Схема проведения частного обмена со стороны брокеров, как ожидается, будет схожей с проведенным выкупом активов в рамках указа №844, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на юристов. Предполагается, что брокеры будут собирать заявки у российских клиентов, а зарубежные инвесторы — формировать пул российских ценных бумаг. В России будут подавать заявки в правкомиссию и при необходимости согласовывать их с ЦБ. За рубежом будут получать необходимые лицензии или разрешения иностранных инфраструктурных организаций и регулирующих органов.
Часть экспертов восприняла условия новой волны обмена: в частности, вопросы вызывает необходимость получения большого количества одобрений для одной такой сделки. Замдиректора юридического департамента инвестбанка «Синара» Елена Рязанова перечисляет: это разрешения со стороны российской правительственной комиссии, Путина (если к обмену будут предъявлены бумаги российских стратегических обществ), Казначейства Бельгии, OFAC в США, регулятора страны юрисдикции нерезидента. По мнению Рязановой, в обмене имеет смысл участвовать инвесторам, которым уже отказали в выдаче индивидуальной лицензии, и они не готовы к дорогостоящему и затяжному обжалованию через бельгийский госсовет или суд. А также — инвесторам без вида на жительство или паспорта в ЕС или Швейцарии.
«Во всех остальных случаях я не вижу практической целесообразности участия. Как уже описала выше, по срокам с учетом количества разрешений инвестор ничего не выигрывает. По деньгам тоже. Брокеры хотят за эту услугу от 5% до 20% от суммы заблокированного портфеля бумаг. Это в любом случае дороже той суммы, которую инвестор потратил бы на получение индивидуальных лицензий и оформление самого дешевого ВНЖ цифрового кочевника», — заключила Рязанова.
Активность брокеров в направлении обмена заблокированными активами — это отголосок потепления отношений между Россией и США, произошедшего после встречи Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске в августе, отмечает источник «Коммерсанта» на финансовом рынке. Еще один собеседник газеты утверждает, что некоторые иностранные инвесторы получили неформальные одобрения от местных регуляторов на проведение таких сделок. Судя по всему, инициаторы подобного обмена активами — зарубежные институциональные инвесторы, и есть «некоторая надежда на то», что эта процедура окажется быстрее, чем индивидуальное получение лицензий на разблокировку активов для российских частных инвесторов, считает руководитель практики специальных проектов Vegas Lex Александр Казарин.
В 2024 году российские власти провели централизованный обмен заблокированными активами российских и иностранных инвесторов. В его рамках российские инвесторы могли предъявить к выкупу активы на общую сумму до 100 000 рублей. На первом этапе иностранцы выкупили у россиян ценные бумаги на сумму 8,1 млрд рублей — при том, что российские инвесторы предложили к выкупу активы на 35 млрд рублей. В ходе второго этапа иностранцы приобрели бумаги на 2,54 млрд рублей из предложенных активов стоимостью 27 млрд рублей.
