Разговоры об обмене: как брокеры пытаются разморозить активы россиян за рубежом

Косвенные признаки
В конце прошлой недели инвесторов взбудоражила новость о том, что брокеры начали предлагать своим клиентам обмен заблокированных иностранных активов. Все началось с сообщения одного из участников чата Telegram-канала «Новости разблокировки ИЦБ». Инвестор писал, что ему пришло такое предложение от брокера «КИТ Финанс». В качестве доказательства он приложил скриншоты дополнительного соглашения к договору о брокерском обслуживании.
В нем в числе полномочий брокеру разрешено вести поиск и переговоры об обмене или продаже ценных бумаг, хранившихся через Национальный расчетный депозитарий (НРД — структура Мосбиржи) в Euroclear или Clearstream. По этому допсоглашению брокер сопровождает сделку, в том числе отвечает за получение лицензий европейских регуляторов, американского OFAC и российской правительственной комиссии.
В этом документе написано, что бумаги клиента могут быть объединены с бумагами другого клиента, чтобы сформировать лот для продажи. Инвестор, который поделился этим письмом, отметил, что у него портфель, состоящий исключительно из бумаг Nvidia. Еще одному инвестору, судя по сообщениям в чате, компания «КИТ Финанс» подтвердила проведение переговоров об обмене активов своих клиентов на деньги с иностранным контрагентом. Брокер не ответил на запрос Forbes.
Презентация для инвесторов
Похожее предложение своим клиентам сделал брокер БКС, утверждает один из инвесторов. В презентации BCS Global Markets, которую Forbes предоставил источник в брокерской компании, говорится, что обменять можно будет активы, которые хранятся через НРД в Euroclear или Clearstream. Там же утверждается, что такие сделки позволят высвободить активы нескольких тысяч клиентов.
В презентации описано, что сделка должна проходить в девять этапов. Первый — заключение рамочного соглашения с иностранным контрагентом. Затем клиенту надо будет передать данные иностранным регуляторам и получить одобрение российской стороны по контролю за иностранными инвестициями. Остальные этапы включают согласование с иностранными регуляторами, проведение расчетов.
Схема похожа на ту, которую в 2024 году опробовала компания «Инвестпалата», действовавшая по указу президента. В 2024 брокер «Инвестпалата» наменял иностранных акций на 10,64 млрд рублей при заявках на 35,3 млрд рублей. И это притом что заявки были ограничены для каждого инвестора суммой в 100 000 рублей.
В презентации БКС шанс обмена оценивается как высокий. Менять заблокированные иностранные акции предлагается на российские, имеющиеся у иностранного контрагента. В презентации он не упомянут. В БКС не подтвердили и не опровергли подлинность презентации. «БКС рассматривает все возможные варианты», — заявили в пресс-службе брокера.
Еще одна пользовательница чата инвесторов утверждала, что такую схему обмена может предлагать и ВТБ. В ВТБ это опровергли и сообщили, что не ведут переговоры об обмене заблокированными бумагами. А брокер «Инвестиционная палата», который в прошлом году отвечал за централизованный обмен заблокированными активами на деньги иностранцев на счетах типа «С», заявил, что не планирует выступать координатором или оператором таких сделок в этот раз. «К нам не поступало ни одного подобного обращения от стороны других российских брокеров или управляющих компаний», — говорится в сообщении.
Источник на рынке инвестбанкинга сообщил Forbes, что обмен активов также планирует предложить своим клиентам «Атон», сама компания это не комментирует.
Иностранные фонды
В целом идея децентрализованного обмена заблокированными активами не нова: Forbes рассказывал о ней еще в феврале 2024 года. По словам адвоката бюро NSP Глеба Бойко, некоторые брокеры действительно пытаются организовать обмен заблокированных активов, но находятся в самом начале пути — ищут потенциальных покупателей. В качестве потенциального покупателя рассматриваются крупные иностранные фонды, добавляет Бойко.
Некоторым из них уже разрешали похожие сделки. Например, в марте 2025 года Путин разрешил хедж-фонду из США 683 Capital Partners покупать у других западных инвестфондов российские ценные бумаги. Одновременно два российских юрлица («Цефей-2» и «Современные фонды недвижимости») получили право проводить сделки с этим хедж-фондом. Что именно это были за сделки и с какими акциями — неизвестно.
Еще один источник Forbes в другой брокерской компании говорит, что активно таким обменом интересуется фонд Prosperity Capital Management, который почти 30 лет активно инвестировал в российские активы. По информации источника, фонд сейчас пытается получить разрешение на участие в обмене со своей стороны от казначейства Бельгии и американского OFAC. В самом фонде не стали комментировать эту информацию.
Генеральный директор европейского брокера Mind Money Юлия Хандошко говорит, что пока OFAC не давал ни одного разрешения, касающегося российских активов. «Успешный обмен в том виде, в каком его предлагают брокеры, крайне затруднителен, так как крайне сложно получить разрешения Казначейства Бельгии и OFAC под сложную сделку, связанную с обменом активами. OFAC еще [не давало] ни одного решения по делам, связанным с НРД», — говорит Глеб Бойко.
Обмен, о котором идет речь с прошлой недели, — это скорее нишевая история, ориентированная на отдельных инвесторов, считает партнер коллегии адвокатов Delcredere Андрей Рябинин. Помимо того что сторонам нужно получить разрешения иностранных регуляторов, им требуется разрешение российской правкомиссии, а в случае с обменом ряда российских «голубых фишек» — еще и разрешение президента. Это актуально для акций стратегически важных компаний.
«Поэтому я не ожидаю использования полноценного обмена заблокированных активов как инструмента для разблокировки, нацеленного на частных инвесторов. Скорее всего, этот инструмент останется уделом отдельных игроков с хорошими отношениями с иностранными контрагентами», — резюмирует Рябинин.
