Инвесторы отметили ухудшение качества корпоративного управления из-за санкций
Большинство инвесторов — участников опроса Kept признали, что введение санкций после начала «спецоперации» на Украине повлияло на качество корпоративного управления в российских компаниях. Половина опрошенных сочла, что компании адаптировались к новым условиям, еще часть указала, что ситуация существенно ухудшилась. Подавляющее большинство респондентов оценили качество корпоративного управления в России в целом как среднее или хуже этого: такое положение дел снижает доверие инвесторов, отмечают исследователи
86% респондентов, участвовавших в опросе аудиторско-консалтинговой фирмы Kept, считают, что введение санкций против России после начала «военной спецоперации»* на Украине и регуляторные изменения повлияли на качество корпоративного управления в России. Исследование Kept «Перезагрузка корпоративного управления: современные практики и будущее рынка» есть в распоряжении Forbes.
50% опрошенных инвесторов сообщили, что они видят влияние санкций на качество корпоративного управления, но считают, что компании смогли адаптироваться. 36% респондентов отметили, что эти факторы качество корпоративного управления существенно ухудшили. Еще 13% значительных изменений не заметили, а 1%, напротив, отметил улучшение качество управления за счет локализации процессов.
В опросе участвовали 179 инвесторов различных категорий. Большая часть из них — розничные инвесторы (93%). Также среди респондентов — управляющие инвестиционными фондами, корпоративные инвесторы, представители негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний.
В целом качество корпоративного управления в российских публичных компаниях 82% опрошенных инвесторов оценили как среднее или ниже среднего. 56% указали, что считают его средним и видят значительные проблемы, 26% — низким и требующим существенных улучшений. 17% считают, что качество корпоративного управления в России достаточно высокое, но есть пространство для улучшения. Еще 1% оценил его как очень высокое, соответствующее международным стандартам.
Низкую оценку качества корпоративного управления Kept связывает с ограничением независимости советов директоров, недостаточной прозрачностью раскрытия информации и преобладанием интересов мажоритарных акционеров. «Это снижает доверие инвесторов, создавая ощущение, что управление в российских публичных компаниях не соответствует высоким стандартам и не в полной мере защищает права всех акционеров», — указывает Kept.
Качество раскрытия информации о корпоративном управлении в российских компаниях большинство респондентов оценили как среднее: так считают 44% опрошенных. 38% назвали его низким. Лишь 9% считают качество раскрытия информации о корпоративном управлении высоким, еще 8% опрошенных оценили его как очень низкое. Такое мнение отражает существующие пробелы в прозрачности и стандартах раскрытия данных, которые влияют на доверие инвесторов и ограничивают их способность полноценно оценивать риски и перспективы инвестиций, подчеркивает Kept.
Среди тех изменений, которые стоит внести в подходы компаний к корпоративному управлению, самыми популярными среди опрошенных инвесторов оказались три предложения. Первое — это повысить прозрачность и полноту раскрытия информации: это считают необходимым 84% респондентов. 81% выделил улучшение взаимодействие с акционерами и другими инвесторами. 61% считает важным стандартизировать требования к раскрытию информации.
Снижение качества корпоративных практик на фоне санкций и регуляторных послаблений отмечал и Банк России. В конце 2024 года он указывал, что некоторые компании столкнулись со сложностями с привлечением независимых директоров, многие скрывали информацию об органах управления, структуре капитала, корпоративном секретаре, значительная часть эмитентов проводила годовые общие собрания акционеров в формате заочного голосования. Часто корпоративные практики не отвечают тем принципам, на которые компании ссылаются в своих отчетах, что говорит о формальном соблюдении Кодекса корпоративного управления и вводит в заблуждение акционеров и инвесторов, заявлял ЦБ.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
