Минфин не согласился с позицией ЦБ по поводу оферты о выкупе акций ЮГК у миноритариев
Минфин не согласен с позицией ЦБ о том, что государство обязано предложить выкуп акций миноритариям ЮГК после получения контроля в золотодобытчике, и ведет с регулятором дискуссию по этому поводу. По мнению ведомства, это не предусмотрено Бюджетным кодексом, а он стоит выше федерального закона «Об акционерных обществах», на который ссылается ЦБ. По сути, Росимущество не приобретало пакет акций ЮГК, а получило его по решению суда, и требование оферты не соответствует «духу закона», считает замглавы Минфина Алексей Моисеев
Министерство финансов не согласно с позицией Банка России о том, что Росимущество обязано выставить оферту миноритариям золотодобывающей группы «Южуралзолото» (ЮГК) в связи с переходом контроля в ней в руки государства по решению суда. Об этом заявил замглавы Минфина Алексей Моисеев, его слова приводит «Интерфакс».
Статья 84.2 федерального закона «Об акционерных обществах» обязывает лицо, которое приобретает или наращивает долю в публичном обществе размером более 30%, в течение 35 дней предложить выкуп акций миноритариям. Росимущество стало владельцем 67% «Южуралзолота» в августе этого года, после того как суд в Челябинске удовлетворил иск Генпрокуратуры о национализации долей, связанных с Константином Струковым (78-е место рейтинга Forbes «146 миллиардеров России — 2025», состояние $1,9 млрд вместе с семьей). По версии прокуратуры, он нарушал запрет на совмещение бизнеса и госслужбы и извлекал выгоду из своего положения. Струков — депутат заксобрания Челябинской области, занимает пост вице-спикера с 2017 года и входит в комитет по экологии и природопользованию.
Оферту миноритариям Росимущество так и не выставило, и ЦБ направил ему предписание. Мосбиржа также придерживается мнения, что государство должно выставить оферту: в сентябре председатель наблюдательного совета площадки Сергей Швецов подчеркивал, что это влияет на фондовый рынок, «когда само государство не выполняет правила, установленные Государственной думой, подписанные президентом». Само Росимущество утверждает, что выполнить предписание не может, поскольку в законодательстве «отсутствует юридический механизм направления» им соответствующей оферты.
Минфин исходит из того, что подобная обязанность не предусмотрена Бюджетным кодексом, заявил Моисеев. По его словам, здесь возникла коллизия законов, и БК РФ стоит выше ФЗ «Об акционерных обществах». К тому же, по сути, Росимущество не приобретало пакет, а исполняло решение суда о передаче акций, чего не могло не сделать, и в данном случае требование оферты не соответствует «духу закона», утверждает Моисеев.
«Все не так однозначно, как представляется коллегам. Но, конечно, проблема есть», — признал замглавы Минфина. По его словам, ведомство контактирует с ЦБ по этому поводу, но дискуссия «пока не очень конструктивная идет», поскольку у них «разные точки зрения». Однако, надеется Моисеев, будет найдено решение, которое всех удовлетворит. Он допустил, что проблему можно будет решить поправками в закон об АО.
Акции ЮГК в ходе торгов на Мосбирже 22 октября выросли на 5,2%, до 0,54 рубля на пике. К 13:37 мск рост замедлился до 1,8%, акции стоили 0,5229 рубля.
Оферта миноритариям о выкупе акций будет «одним из предметов дискуссии» с новым инвестором ЮГК, сообщил Моисеев. По его словам, Минфин исходит из того, что именно он и должен будет сделать такой шаг.
О планах государства продать контрольную долю ЮГК Моисеев сообщал еще в августе. Тогда речь шла о «большом миноритарном акционере»: среди таковых известно лишь АО «ААА Управление Капиталом» — структура Газпромбанка, которой принадлежит 22% компании. Остальные миноритарии приобретают акции на биржевых торгах, доля акций в свободном обращении — 10,15%.
В октябре «Известия» со ссылкой на источник писали, что на приобретение контрольного пакета ЮГК претендует структура, связанная с УГМК. По данным газеты, УГМК рассчитывает приобрести долю не дороже чем за 50 млрд рублей, хотя Минфин не готов продавать актив менее чем за 100 млрд рублей. Стороны могут сойтись на сумме около 75 млрд рублей, считает один из собеседников «Известий».
Минфин по-прежнему надеется продать контроль в ЮГК до конца 2025 года, но «есть определенные проблемы», тормозящие процесс, рассказал Моисеев. По его словам, они связаны с угольными активами Струкова, которые не входят в периметр золотодобывающей группы: они находятся в очень плохом состоянии и несут значительные убытки, пояснил замминистра финансов.
