Аварийная просадка: зачем «Самолету» господдержка и что будет с его акциями и бондами

Что сообщил «Самолет»
В информационном сообщении для инвесторов «Самолет» отмечает, что обратился за государственной поддержкой для снижения финансовой нагрузки на группу компаний. Судя по сообщению, девелопер готов предоставить в обмен на финансирование блокирующий пакет акций с правом выкупа.
Как ранее сообщал РБК, компания просит у правительства 50 млрд рублей в виде льготного кредита сроком до трех лет или другого стабилизационного финансового инструмента. Новость, которая может говорить о финансовых проблемах застройщика, испугала инвесторов: акции «Самолета» просели более чем на 8%. Однако 5 февраля они немного подросли после того, как по рынку прошли слухи, что господдержку «Самолету» одобрят.
Что происходит с компанией
«Самолет» — крупнейший в России девелопер по объемам строительства, он возводит 4,7 млн кв. м жилья в 16 регионах. При этом более 25% этих площадей строится с переносом срока. Как сообщает компания в итогах за 2025 год, «Самолет» продал первичной недвижимости на 272 млрд рублей, что на 4% меньше, чем годом ранее. Доля контрактов с привлечением ипотеки, несмотря на высокие ставки и изменение условий по семейным программам, составила 62%. Это существенно выше, чем у других публичных девелоперов. Например, у ЛСР по итогам девяти месяцев 2025 года доля контрактов с ипотекой составляла 51%, у «Эталона» — 32% по итогам IV квартала.
При этом во второй половине 2025 года показатели «Самолета» улучшились: продажи выросли на 34% по сравнению со вторым полугодием 2024 года. Всего девелопер ввел в эксплуатацию 1,4 млн кв. м жилья, коммерческих и социальных объектов. В 2026 году «Самолет» намерен ввести в эксплуатацию 1,9 млн кв. м.
Что с финансами
Все сложно. Несмотря на оптимистичный тон недавних релизов, финансовые результаты «Самолета» оставляют не радужное впечатление. На сегодня последняя финансовая отчетность датируется 30 июня 2025 года. По итогам первой половины года девелопер показал снижение чистой прибыли на 61% год к году, до 1,8 млрд рублей. А вся операционная прибыль, отмечает глава аналитического департамента «Цифра брокер» Наталия Пырьева, шла на выплату процентов по долгам. Общий объем долгосрочных и краткосрочных обязательств девелопера по итогам первого полугодия оценивался более чем в 950 млрд рублей, а чистый долг без учета средств на эскроу-счетах составлял 350,9 млрд, без учета проектного финансирования в 128 млрд рублей.
Как образовался долг
Долевое строительство жилья застройщики зачастую ведут в кредит — они получают от банка проектное финансирование на строительство жилья. При этом средства от продажи квартир, которые вносят покупатели, хранятся на эскроу-счетах до момента ввода жилья в эксплуатацию. Использовать эти деньги до окончания строительства девелоперы не могут. В результате у компании деньги вроде есть, но погасить банковские кредиты она ими не может до завершения строительства.
Чтобы поддержать устойчивость, девелопер продал несколько земельных участков. Кроме того, «Самолет» снизил корпоративный долг на 28 млрд рублей, разместил облигации с возможностью обмена на акции. В этом году компания намерена снижать долговую нагрузку, распродавать и дальше земельный банк и повышать рентабельность портфеля.
Ждать ли дефолта
Пока нет. 3 февраля компания выплатила по оферте и частично погасила на 15 млрд рублей один из своих выпусков облигаций. Теперь из огромного долга компании на облигационные выпуски приходится 84 млрд рублей. Падение котировок облигаций говорит о том, что риск дефолта по долговым бумагам вырос, говорит инвестиционный стратег «Гарда Капитал» Александр Бахтин. Он отмечает, что в таких условиях господдержка может стать критически важной.
Начальник аналитического отдела «Риком-Траст» Олег Абелев считает, что риск дефолта не слишком велик, поскольку компания намерена и дальше распродавать земельный банк. А вот если девелоперу не удастся получить господдержку, риск дефолта серьезно вырастет, говорит аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Аутлев. «Риск дефолта увеличился, однако стоит дождаться ответа от правительства», — говорит он.
При этом компания все же исправно обслуживает свои обязательства, а кредитные рейтинги хоть и были снижены в последнее время, но сохраняют инвестиционный уровень, отмечает аналитик ФГ «Финам» Никита Бороданов.
Что с акциями
За последние два года они потеряли в цене 77%. Сейчас они стоят 890 рублей за штуку после падения на новостях о необходимости государственной поддержки. Потенциал акций сейчас связан в первую очередь с господдержкой и дальнейшим движением ключевой ставки ЦБ, говорит Олег Абелев. Сейчас покупка акций «Самолета» может быть спекулятивной, со ставкой на разрешение системного кризиса в отрасли с помощью государства. Ближайшее заседание по ключевой ставке ЦБ намечено на 13 февраля. Если государство выделит поддержку, а ЦБ снизит ставку, акции могут вырасти, считает Абелев.
При этом, если «Самолет» получит льготный кредит, текущие акционеры станут заложниками этой ситуации, говорит основатель инвестиционной соцсети Finbazar Владислав Никонов. Деньги нужно будет отдавать, это ставит крест на дивидендах, которые зачастую выступают причиной роста акций. «Потенциал акций будет полностью зависеть от параметров и условий господдержки. Сейчас стимулов для роста котировок я не вижу», — говорит он.
Получит ли «Самолет» поддержку
Непонятно. Господдержка на благоприятных условиях оказала бы благотворное влияние на бизнес «Самолета», однако каким будет решение правительства — неизвестно, говорит старший аналитик инвестбанка «Синара» Мария Лукина. Учитывая, что «Самолет» — крупнейший девелопер в России и относится к системообразующим предприятиям, вероятность выделения государством средств для поддержки компании высока, считает Александр Бахтин из «Гарда Капитал».
При этом до сих пор примеров адресного спасения частных девелоперов через госсубсидии в России нет, говорит Наталия Пырьева из «Цифра брокера». Но она допускает, что «Самолет» может получить некие косвенные меры поддержки, например, субсидирование ставок по проектному финансированию. Кроме того, государство или связанные с ним компании также могут войти в капитал застройщика — это может быть примером косвенной поддержки компании и отрасли, говорит Пырьева.
