К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Игра в монополию: как блокировки WhatsApp и Telegram помогли акциям VK

Фото Евгения Мессмана / ТАСС
Фото Евгения Мессмана / ТАСС
Новости о новых ограничениях Telegram вызвали рост акций российского технологического холдинга VK, который является разработчиком национального мессенджера Max. Рост был заметным, но недолгим, на торговой сессии 11 февраля акции в итоге ушли в минус. Как на инвестиционный кейс VK влияют блокировки мессенджеров и почему к акциям компании стоит относиться осторожно?

Новые ограничения

Днем 10 февраля появились сообщения о том, что Роскомнадзор замедляет работу мессенджера Telegram. Позднее надзорное ведомство сообщило, что в отношении мессенджера действуют ограничения из-за несоблюдения российского законодательства. Эта новость вызвала рост акций технологического холдинга VK (МКПАО «ВК») — 10 февраля котировки выросли на 5%. Рост, правда, оказался скоротечным, и уже 11 февраля акции ушли в минус, потеряв 1,17% и опустившись до 320,1 рубля. Это несмотря на то, что весь рынок вырос на 1,5%.

VK — разработчик «национального мессенджера» Max. Мессенджер имеет неоднозначную репутацию из-за его навязчивого продвижения и практически принудительного внедрения. Max входит в число приложений, обязательных к установке на смартфоны и планшеты, продающиеся в России. Ранее власти предлагали ввести процедуру разморозки заблокированного аккаунта на портале «Госуслуги» через Max. В Max переходит коммуникация с банками, домовые и школьные чаты. Через Max теперь можно подтверждать возраст для покупки сигарет и алкоголя, объявления об этом транслируются нон-стоп в каждой «Пятерочке». 

В середине декабря Max сообщил о регистрации 75 млн пользователей и о 45 млн человек среднесуточной аудитории, которая выросла за четыре месяца на 50%. Популярность мессенджера росла на фоне административных ограничений в отношении других популярных мессенджеров, прямых конкурентов Max. В Роскомнадзоре ограничения объяснили противодействием преступникам. 

 

Единственный в своем роде

Комментируя рост акций VK, аналитики отмечали, что холдинг может выиграть от блокировки Telegram, поскольку аудитория Max резко увеличится. То, что может вызывать вопросы у пользователей, воспринимается как преимущество у инвесторов, говорит аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын.

Он приводит в пример американский рынок: технологические гиганты, вроде Alphabet, NVidia и Apple, оцениваются в восемь-десять выручек благодаря своему монопольному положению на рынке. В то же время другие крупные компании: соцсети и мессенджеры — Snapchat, Zoom, Pinterest, оцениваются в полторы-четыре выручки. То есть лидирующее положение на рынке дает компаниям надежду на значительную премию к капитализации, однако на российском рынке есть свои особенности. 

 

Во-первых, говорит Делицын, российским компаниям, таким как VK, даже при ограничении конкуренции с иностранными гигантами, по факту приходится с ними конкурировать и предоставлять сопоставимое качество услуг, а это требует затрат. Во-вторых, Делицын допускает скорое появление конкурентов Max из числа российских разработок. «Если за ними будет стоять инвестор в виде крупной экосистемы, то конкуренция будет серьезной», — говорит он. 

Рост акций VK на новостях об ограничениях Telegram — это попытка рынка отыграть сценарий административного ресурса, говорит директор департамента торговых операций ГК ГБИГ Холдингс Дмитрий Царьков. С одной стороны, ограничения других мессенджеров неминуемо приведут к росту трафика и времени, проводимого в Max. С другой стороны, Роскомнадзор как лоббист интересов мессенджера воспринимается двояко.

«С одной стороны, это защитный барьер, снижающий риски экспансии внешних игроков. С другой, такая защищенность часто ведет к снижению операционной эффективности. Инвесторы закладывают политический дисконт в оценку компании, понимая, что успех обусловлен не только качеством продукта, но и внешними условиями», — объясняет он. 

 

Инвестиционный стратег «Гарда Капитал» Александр Бахтин говорит, что, несмотря на ограничения, конкуренты Max пока никуда не делись: WhatsApp лидирует по числу пользователей, Telegram — как источник новостного контента. По его словам, чтобы Max смог их заместить, потребуются годы блокировок самих мессенджеров и VPN-сервисов. «Инвестиционный кейс VK на этом фоне выглядит немногим лучше, чем был до принудительного перевода россиян на Max», — говорит он. 

Покупать ли акции VK

С начала прошлого года акции IT-холдинга выросли на 1,3%. По словам Бахтина, VK (в который, помимо Мах и одноименной соцсети, входят «Одноклассники», «Дзен», «VK Видео», «VK Музыка», почта Mail.ru, «Облако Mail.ru», Rustore и другие сервисы) сейчас похож на стареющего телеком-гиганта, который занял свою нишу, остается на плаву, но не более того. «Дорогостоящие инвестиции постепенно сокращаются, но остаются огромные долги (в 12 раз больше EBITDA), денежный поток по-прежнему отрицательный, то есть дивидендов не будет еще долго», — говорит он. 

Последняя финансовая отчетность VK была раскрыта по итогам девяти месяцев 2025 года: VK нарастил выручку на 10% год к году, до 111,3 млрд рублей. При этом рост выручки от основного направления деятельности компании — соцсетей — составил лишь 6%, обращает внимание аналитик «Цифра брокера» Дмитрий Вишневский. «Инвестиционный кейс VK страдает оттого, что приход новых пользователей улучшает лишь операционные метрики, тогда как качественная монетизация может занять более длительный срок», — отмечает он.

Драйвером для всей компании могло бы стать IPO VK Tech, говорит аналитик УК «Ингосстрах — Инвестиции» Артем Аутлев. Проспект ценных бумаг этого подразделения был зарегистрирован в ЦБ прошлым летом. Пока же Аутлев не считает акции VK привлекательными для инвесторов. 

Вишневский сохраняет осторожный взгляд на бумаги и видит основные риски в высокой долговой нагрузке компании и отсутствии чистой прибыли на фоне общего замедления рекламного рынка. Низкую операционную эффективность компании при высоких процентных расходах отмечает и ведущий инвестиционный аналитик Go Invest Никита Бредихин. 

 

Александр Бахтин оценивает перспективы роста акций на 5% в течение года. «Риски напрямую связаны с госрегулированием. Компания собрала столько сервисов в одном портфеле во многом благодаря усилиям государства, которое хочет иметь контролируемый национальный интернет, желательно в рамках одной корпорации. Очевидно, что пользователи будут этому сопротивляться, как минимум в части установки VPN и ухода в серый трафик. А это сильно искажает реальные данные по рынку», — резюмирует он.