Аналог «Бизнес Молодости» и производители «Содержанок»: кому дали денег на этой неделе

Forbes продолжает еженедельную рубрику «Кому дали денег?» Это обзор российских проектов, которые получили инвестиции от российских и западных фондов, а также частных инвесторов в течение недели. Список составлен на основе данных Rusbase, vc.ru, Firrma.ru, Inc. и других изданий, пишущих о венчурном рынке.
Бизнес-курсы от Аяза Шабутдинова: «Like Центр»
Аяз Шабутдинов — один из самых известных в России молодых миллионеров, владелец многочисленных франшиз и инфобизнесмен. Он построил самую крупную в России сеть точек «кофе с собой» Coffee Like, продав ее в 2018 году за 151 млн рублей.
Сегодня главный актив Шабутдинова — бизнес-школа «Like Центр», которая продает курсы по развитию предпринимательства, своего рода аналог «Бизнес Молодости», которую окончил Аяз.
В конце 2019 года один из основателей группы Qiwi Сергей Солонин стал акционером «Like Центр», получив 10,5% ООО «Лайк Бизнес» через один из своих фондов (сделка проходила в два этапа, стороны сообщили о ее завершении 29 октября этого года). Сумма сделки неизвестна, но, по оценке директора акселератора ФРИИ Дмитрия Калаева, может составлять 80-100 млн рублей.
Основатели: Аяз Шабутдинов
Сумма инвестиций: 80-100 млн рублей (по оценкам)
Инвесторы: Сергей Солонин
5 млрд для производителей «Содержанок»: видеосервис Start
Start — российский видеосервис, который был запущен в октябре 2017 года компанией выходцев из КВН Yellow, Black and White. Start производит оригинальные сериалы и фильмы и предоставляет доступ к ним по подписке.
Среди проектов Start — сериалы «Содержанки», «Бывшие», «257 причин, чтобы жить», фильм «Текст» (всего около 30 проектов). Часть из них были проданы другим платформам: например, сериал «Лучше, чем люди» купил Netflix Original, а «Содержанок» — Amazon Prime.
«Мегафон» заинтересовался онлайн-кинотеатром еще в начале 2020 года и предоставил сервису финансирование под залог долей в головной компании, в которую входит START (ООО «Диджитал Медиа Холдинг»). Финансирование осуществлялось через 100%-ную «дочку» оператора «МегаЛабс», сумма не раскрывается.
Сейчас «Мегафон» объявил о покупке доли в «Диджитал Медиа Холдинг» также через дочернюю структуру. Сделка будет реализована в два этапа и закрыта в ноябре 2020-го. Основная доля и контроль сохранятся за текущими акционерами и основателями холдинга.
Инвестиции в развитие START составят 5 млрд рублей в течение трех лет. Деньги пойдут на увеличение объемов производства оригинального контента и развитие новых смежных направлений бизнеса. При этом «Мегафон» не получит эксклюзивных прав на контент сервиса.
Основатели: Эдуард Илоян, Алексей Троцюк, Денис Жалинский и Виталий Шляппо
Сумма инвестиций: 5 млрд рублей (в течение трех лет)
Инвесторы: «Мегафон» (через «дочку» «МегаЛабс»)
«Зеленая» косметика: Shine Is
Фонд с участием основателя «ВкусВилл» Андрея Кривенко «ТилТех» вложился в российский бренд косметики Shine Is, получив 16,67% в проекте. Компания, основанная меньше года назад, производит лосьоны, маски, сливки для тела, кремы и антисептики под собственным брендом. Shine Is позиционирует себя как бренд этичной косметики и не тестирует продукцию на животных. Около 90% продаж компании происходит через онлайн-магазины (Wildberries, Ozon, Lamoda, Beru, Goods), оставшиеся 10% — в четырех собственных точках в ТЦ и сети «Золотое яблоко»
У компании есть своя исследовательская лаборатория, где разрабатываются косметические формулы и ароматы совместно с европейскими партнерами. Полученные средства основатели планируют направить на запуск собственной франшизы и выход в мультибрендовые сети.
Основатели: Мария Мошкова
Сумма инвестиций: 50 млн рублей
Инвесторы: «ТилТех»
КПД блогера: агентство по оценке эффективности инфлюенсеров Who is blogger
Платформа Who is blogger разработала алгоритм, позволяющий подсчитать эффективность рекламы, покупаемой в аккаунтах блогеров. Многие бренды сегодня используют сотрудничество с блогерами в YouTube, Instagram и TikTok как один из основных каналов маркетинга, но понять, как изменилось потребительское восприятие проекта у аудитории, охваченной кампанией, в итоге довольно сложно. Who is blogger предлагает клиентам измерения фактических эффектов инфлюенсер-размещений, объединяя данные социальных платформ с данными опросной потребительской панели Tiburon, а также информацией от ретейлеров и банков.
Проект привлек 9 млн рублей от фонда Moscow Seed Fund, которые пойдут на усиление команды разработки.
Основатели: Лев Грунин
Сумма инвестиций: 9 млн рублей
Инвесторы: Moscow Seed Fund
Бигдата для приложений: AppFollow
Сервис AppFollow помогает владельцам приложений следить за собственными рейтингом и отзывами, появлением конкурентов на платформах AppStore и GooglePlay, повышать свою позицию в «сторах» и управлять другими важными для продвижения данными.
По собственным данным, AppFollow пользуются больше 70 тыс. компаний, в том числе «Яндекс», Тинькофф Банк, McDonald’s, Disney, Expedia, Flo и другие. Стартап работает в девяти странах. Компанию основали в 2015 году трое россиян, офис находится в Хельсинки.
В конце октября AppFollow привлекла $5 млн, в число инвесторов вошли фонды Nauta Capital, Vendep Capital и RTP Global. Какие доли в стартапе получили инвесторы, не уточняется. Оценка стоимости AppFollow также не раскрыта.
Основатели собираются потратить привлеченные средства на расширение бизнеса на американском и европейском рынках.
Основатели: Анатолий Шарифулин, Евгений Круглов и Павел Власов
Сумма инвестиций: $5 млн
Инвесторы: Nauta Capital, Vendep Capital, RTP Global
