К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Жизнь мема: кто и как зарабатывает на забавных картинках из интернета

Фото REUTERS / Danny Moloshok
Фото REUTERS / Danny Moloshok
Создатели успешных интернет-мемов зарабатывают миллионы долларов. Чтобы использовать права на владение мемом — нужно его запатентовать. Как это сделать?
Скетч на $1 млн

В начале июля 2013 года Дарья Барсук открыла на своем смартфоне приложение Kate Mobile, зашла на страницу своей знакомой «Вконтакте» и буквально за полминуты нарисовала у нее на стене странное создание с вскинутыми руками и надписью «Ничоси». Подруги посмеялись, одна из них добавила картинку в одну из папок на своей странице, и о наброске забыли. Но в 2014 году скетч начал вирусно распространяться по всей социальной сети. Сейчас этот мем знают если не все, то очень многие: он выскакивал со страниц «Вконтакте» первого апреля, позже появился в магазине сети в виде набора стикеров, успел побывать символом фестиваля «Вконтакте» и стал частью фирменного стиля катка интернет-компании Mail.ru в начале 2016 года.

Барсук на популярности мема не заработала,  по ее собственному признанию, даже стала стыдиться авторства. Зато на существовании мема «Ничоси» заработали люди, не имеющие к его созданию никакого отношения. Например, набор стикеров «Ничоси» продается в  «Вконтакте», где входит в категорию «Популярные», бесплатно распространяется в мессенджере Telegram и вовсю эксплуатируется продавцами всевозможной сувенирной продукции – от значков и маек до подушек и леденцов. Дарья Барсук, владея исключительными правами на свое произведение в форме товарного знака (или нескольких знаков), смогла бы заключать с заинтересованными лицами договоры о коммерческом использовании своего произведения. Автор «Ничоси» смогла бы заработать на меме от $1 до $5 млн.

Самый успешный мем в мире

Владельцам известного мема Grumpy Cat регистрация его как товарного знака принесла более $100 млн. «Угрюмая кошка» – самый коммерчески успешный мем в истории человечества. Домашний питомец по имени Тарда обрел популярность благодаря ресурсу Reddit, куда один из хозяев выложил фотографию кошки. Пользователи ресурса заподозрили автора в надувательстве. В ответ скептикам хозяин кошки снял видео, которое стало вирусным. Внешний вид Тарды приводил в восторг всех. Заметив повышенный интерес к своей питомице, владельцы животного завели кошке официальный сайт и страницу в фейсбуке. Всего через год после первого появления фотографии и видео в интернете Тарде досталась ежегодная интернет-премия Webby Awards 2013 в номинации «Мем года». Потом кошка стала специальным гостем вручения премии «Оскар» и церемонии MTV Movie Awards. Колоссальная медийность питомицы побудила ее хозяйку Табату Бандесен и ее брата Брайана зарегистрировать сочетание grumpy cat как товарный знак. Табата оставила работу официанткой всего через несколько дней после того, как изображение кошки появилось в соцсетях. Ее телефон не умолкал – ей безостановочно звонили с предложениями использовать образ животного в маркетинговых целях.

 

Сейчас «Grumpy cat» — раскрученный американский бренд, с использованием которого выпускается масса сувенирной продукции – календари, майки, игрушки, брелоки, подушки и прочее. Также хозяева успешно продали три книги о Тарде, в 2014 году выпустили художественный фильм, но триумфом бизнес-карьеры домашнего животного стал запуск линейки напитков Grumppuccino, в ассортименте которого три вкуса — черный кофе, кофе с ароматом ванили и мокко. Продукт, как и мем, пользуется большим спросом и выпускается под слоганом «It's awfully good!» Также Тарда успешно попробовала себя как модель: ее хозяева заключили удачный контракт с брендом «Friskies», и она стала лицом кошачьего корма. Деньги текут рекой: например, в 2014 году, по данным журнала Forbes, хозяева Тарды заработали порядка $100 млн., опередив многих спортсменов и голливудских звезд.

Хозяева «угрюмой кошки» без колебаний используют жесткое американское интеллектуальное право как оружие в борьбе с теми, кто использует фото Тарды без их согласия. Под раздачу попадают даже компании-партнеры, которые переходят границы в использовании кошачьего образа. Например, уже через два года после заключения контракта с Grenade Beverage, которая производит охлажденный кофе под брендом Grumppuccino, Табата Бандесен подала на изготовителя напитков в суд за нарушение интеллектуальных прав, и потребовала более $600 000 за незаконное использование товарного знака Grumppuccino, под которым Grenade Beverage выпускала свой кофе и футболки. Пока результаты судебного разбирательства неизвестны, но юристы Бандесен говорят, что у хозяйки кошки есть все шансы на то, чтобы выиграть это дело.

 
Как запатентовать мем за три шага

Теоретически создать успешный мем и зарабатывать на нем деньги может каждый, но самые важные факторы здесь – удача и везение. Есть разные платформы, конструкторы и инкубаторы мемов (в русскоязычном интернете кузницей такого контента надо признать Leprosorium.ru, родственный сайт dirty.ru, а также обладающий специфической репутацией Двач – 2ch.hk), однако всемирно известных мемов эти площадки пока не произвели. Самые яркие мемы – Grumpy cat, Doge (собака японской породы шиба-ину), герой Роберта Дауни-младшего в лучах софитов на сцене – это не запланированные акции, а случайный вброс в интернет, который позже распространился как вирус. Главное — ухватить момент популярности, как это сделала хозяйка Тарды, зарегистрировать мем как товарный знак и начать зарабатывать – например, с производства сувенирной продукции.

Мем можно запатентовать в качестве товарного знака. Это делается в несколько шагов. Во-первых, необходимо подумать, как вы будете зарабатывать на своем меме – например, производить сувенирную продукцию, передавать права на его использование создателям фильмов и видеоигр. От этого зависят классы регистрации вашего мема в качестве товарного знака. Во-вторых, обязательно предстоит проверить на тождество и сходство с ранее зарегистрированными товарными знаками и заявками на их регистрацию, а кроме того – убедиться, что он в принципе охраноспособен и не нарушает требования статьи 1483 ГК РФ — например, не противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Если все в порядке, можно переходить к третьему шагу — заполнить и подать в патентное ведомство официальную заявку на регистрацию товарного знака. После подачи заявка примерно в течение 10-12 месяцев ожидает своей участи в виде решения государственной экспертизы.

 

После того, как заявка пройдет формальную экспертизу, и при условии того, что экспертиза заявленного обозначения вынесет положительное решение – вы получите долгожданное свидетельство о регистрации вашего мема в качестве товарного знака.

По мере повышения узнаваемости мема вам стоит попытаться заключать лицензионные договоры с крупными фирмами, которые наверняка захотят использовать ваш нашумевший мем в маркетинговых кампаниях. Вжух – и вы миллионер!

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+