К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Разделяй и пользуйся: шеринг-экономика растет, но россияне к этому не готовы

Фото шеринг-сервис SOK
Фото шеринг-сервис SOK
Российскому рынку шеринг-сервисов сулят +20-30% каждый год. Однако есть причины, которые могут затормозить бурный рост сегмента, например, менталитет россиян

Объем российского рынка шеринг-экономики составил 230 млрд рублей в 2017 году, подсчитали аналитики. По данным исследования РАЭК и PBN Hill+Knowlton Strategies, которое имеется в распоряжении Forbes, показатель вырос на 20% по сравнению с 2016-м, и в ближайшей перспективе развитие сегмента ускорится. «При существующем (20-30%) ежегодном росте шеринг-сервисам в России потребуется менее полутора лет, чтобы показать объем рынка 300 млрд», — говорит вице-президент PBN Антон Губницын.

Причем, значение сектора не ограничивается прямым финансовым вкладом в ВВП страны. Из 520 млрд рублей бюджета госпрограммы «Цифровая экономика РФ» около 300 млрд планируется привлечь от бизнеса. Осенью прошлого года бизнесмен-участник списка Forbes Игорь Рыбаков инвестировал 1,2 млрд рублей в шеринг-сервис SOK. С помощью платформы небольшие компании могут быстро арендовать офис, а девелоперы сдать пустующие площади. Рыбаков отметил устойчивый мировой тренд — движение в сторону sharing economy: «Когда активы разделяются между группой людей и используются совместно, это делает их использование более удобным и эффективным».

Основная причина быстрого роста шеринга связана с тем, что в России на развитии подобных сервисов сконцентрировались позже, чем за рубежом. «Москва стала одним из последних европейских городов, где появился каршеринг, несмотря все предпосылки к этому, — считает Лориана Сардар, сооснователь BelkaCar. — Потому сейчас мы догоняем весь мир». За полтора года существования автопарк BelkaCar вырос со 100 почти до 1800 автомобилей.

 

Эффект низкой базы стимулирует предпринимателей создавать проекты для разных сфер: фудшеринг, обмен одеждой и игрушками, совместные жилье и путешествия и другое. Пять лет на рынке действует российский сервис аренды вещей (от спортивных коньков до нижнего белья) Rentmania.com. Проект Foodsharingrussia.ru начиная с 2015 года занимается вывозом нереализованных продуктов из кафе и магазинов. Чтобы спасти остатки еды от выбрасывания, основатели сервиса привлекают сотни волонтеров-фудсейверов, с помощью которых распределяют продукты среди нуждающихся. Еще одна российская платформа — краудфандинговая Boomstarter — призвана помочь музыкантам в привлечении спонсоров на запись новых альбомов. Так, именно здесь создатели фильма «28 панфиловцев» собрали бюджет на съемки.

Большое внимание шеринг-сервисам и С2С-коммерции уделяют и корпорации типа «Яндекс» и Mail.ru Group. Последняя в 2017 году запустила онлайн-сервис поиска попутчиков в автомобильных поездках (райдшеринг) BeepCar. Годом ранее — доску объявлений от частных лиц с геолокацией «Юла», которая сейчас насчитывает около 22 млн пользователей ежемесячно. В феврале состоится запуск каршеринга «Яндекс.Драйв».

 

Один из ключевых факторов популярности шеринг-платформ — возможность сэкономить. Услуги сервисов совместного пользования ощутимо дешевле, чем те, что предоставляет традиционный бизнес. «Шеринговая модель соответствует российскому менталитету, — уверена Лориана Сардар из BelkaCar. — Мы исторически привыкли к экономному потреблению, и это накладывается на уже сформированную базу». Хотя относительно российского менталитета мнения разнятся.

Осенью 2017-го экс-глава российского офиса Gett Виталий Крылов объявил о запуске сервиса по подбору работы PapaJobs. Каталог заказов для «синих воротничков» (продавцы, официанты, повара, таксисты), — это по сути и есть шеринг человеческих ресурсов. Сегодня число пользователей приложением достигло почти 100 000 соискателей. Однако не все россияне пока готовы чем-то «делиться». Показательный пример — многие американские и британские бары, рестораны и магазины практикуют краткосрочный найм персонала в момент пиковой загрузки (вечер пятницы и субботы, праздники) — всего на пару дней. «Российские ретейлеры и рестораторы на такое пока не идут. Они держат людей в штате и на фултайме, несут высокие расходы, но не соглашаются работать с незнакомцем, пусть и высококлассным», — объясняет Крылов.

Вторая, вытекающая из первой, проблема, мешающая развитию шеринг-экономики в России, — это безопасность. Найм официанта на один вечер грозит разбитой дорогой бутылкой вина, а, например, повара — испорченным импортным оборудованием. «Саморегулирование качества услуг — важная черта таких шеринг-сервисов. Отзывы, оценки, рейтинги очень важны здесь, — подтверждает Антон Губницын. — Недобросовестный исполнитель не только рискует остаться без клиентов, но и вообще быть исключенным из шеринг-сообщества». Однако, по словам Крылова, проблема решается страхованием ответственности. Подобная практика уже есть в сегменте такси и аренды жилья: Arnbn страхует акты аренды, а «Яндекс.Такси» поездки, совершенные после 00:00 по местному времени.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+