К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

 

Дерись или беги. Стоит ли оставаться в России в случае давления на бизнес

Фото Eduard Korniyenko / Reuters
Фото Eduard Korniyenko / Reuters
Владельцы кафе, ресторанов, технологических стартапов рассуждают о том, как бы они повели себя на месте основателя «Додо Пиццы» Федора Овчинникова

7 февраля основатель сети «Додо Пицца» Федор Овчинников рассказал на своей странице в Facebook, что его вызвали на допрос в ОВД по району Южное Медведково. Причина: заявление Екатерины Прониной, которая обвинила предпринимателя и его франчайзи в распространении наркотиков под прикрытием пиццерий (причем поставки идут якобы из Латинской Америки). «Это все кажется фантастикой? Латинская Америка? Пиццерии за границей для прикрытия? Я слушал все это и хотелось себя ущипнуть, чтобы поверить в реальность происходящего», — написал Овчинников после допроса. В том же посте он заверил, что его компания не перестанет вести честный бизнес в России: «Здесь. Что бы ни случилось».

Forbes попросил других российских предпринимателей порассуждать о том, как бы они поступили, окажись под давлением: уехали бы из страны или боролись?

Михаил Слободин, бывший генеральный директор «ВымпелКома». Подал в отставку, после того как был объявлен в розыск по делу о взятках должностным лицам. В настоящее время находится за границей

 

[[{"fid":"246971","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"1":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"style":"float: left;","class":"media-element file-default","data-delta":"1"}}]]Все зависит от конкретной ситуации. Здесь нет универсального правила. И уезжать или не возвращаться — это очень непростое решение, которое надо принимать осознанно. В ситуации с Федором, скорее, надо бороться, и он выбрал правильную стратегию вынесения это в публичную плоскость. Судя по всему, там разборки между собственниками франшизы. Дело не имеет влиятельного заказчика и точно вне политической повестки. Поэтому шансы высоки, что все разрешится. Но это может быть скорее исключением, чем правилом.

Екатерина Макарова, сооснователь каршеринга BelkaCar  

[[{"fid":"246975","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"3":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"style":"float: left;","class":"media-element file-default","data-delta":"3"}}]]Если обвинения не имеют под собой никаких оснований, то надо уезжать. Последствия заключения могут быть любыми, и не всем удается сохранить здоровье, которое пригодится для семьи и для дальнейшей реализации. В случае с Овчинниковым и закладками — их могут оставлять в любых предметах, ресторанах и кофейнях, и ни одна система безопасности отслеживать это еще не научилась. Летом этого года злоумышленники запустили рекламу наркотиков в Instagram от лица BelkaCar, мы тут же среагировали, и поддержка Facebook все забанила. Но я была очень удивлена, когда мне начали звонить журналисты — они произносили названия наркотиков и просили о комментарии. Я таких названий даже ни разу не слышала.

Сергей Рыжиков, основатель «Битрикс» и генеральный директор «1С-Битрикс»

 

[[{"fid":"246977","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"4":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"style":"float: left;","class":"media-element file-default","data-delta":"4"}}]]Есть такая пословица: бизнес стоит столько, сколько стоит его у тебя отобрать. Чаще с подобным бизнес сталкивается именно на почве конкуренции. Причем конкуренты выходят на поле, где госорганы могут быть задействованы вслепую: есть факты, и следователи должны собрать показания, понять состав преступления. Для меня вопрос бороться или остаться не стоит: нужно бороться. Мы давно знакомы с Федором, его поступки мне понятны. И я думаю, что большинство предпринимателей — честных, аккуратных, которые строят прозрачную компанию, — действовали бы примерно также, освещая инцидент в публичном поле.

Александр Ларьяновский, сооснователь и управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng

[[{"fid":"246979","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"5":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"style":"float: left;","class":"media-element file-default","data-delta":"5"}}]]Риски столкнуться с преследованием есть всегда. Причем не важно, чем ты вообще занимаешься — никогда не знаешь, по какому поводу можешь стать объектом пристального внимания. Я просто научился жить с этим риском и иметь несколько планов на случай, если такое произойдет. Уезжать или остаться, бороться или сдаться — это выбор, зависящий от того, кто выступает против тебя и какие у тебя есть ресурсы на эту борьбу. Собственно, все как и в бизнесе: воевать с конкурентом или нет, объединяться или нет — зависит от диспозиции силы. Однако, чем хорош онлайн-бизнес — он менее чувствителен к геолокации сотрудника, чем оффлайновый. Поэтому в моем случае даже экстренная смена места жительства не сильно повлияет на деятельность всей компании.

Игорь Подстрешный, основатель сети бургерных Burger Heroes

 

[[{"fid":"246981","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"6":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"style":"float: left;","class":"media-element file-default","data-delta":"6"}}]]То, что происходит с «Додо» похоже на недобросовестную конкуренцию. Кто подавал заявление — неизвестно, вполне вероятно, что это может быть даже несуществующий человек, просто договорились «сверху». Публичность всего происходящего может изменить ход будущих событий, и это способ добиться правосудия. Но на самом деле, бизнес — в голове, а не в активах. В активах — капитал, «плоды бизнеса». Если человек уже однажды смог сколотить капитал, то он сможет это сделать и во второй, и в 10-й раз вне зависимости от места своего нахождения. Создавать капитал (то, что мы называем бизнесом) — это определенный навык, определенный взгляд на мир. Поэтому с одной стороны никогда не будет поздно начать все сначала и неважно где, но с другой — за свой капитал стоит бороться. И я бы так и сделал, если бы оказался в подобной ситуации. Я всесторонне поддерживаю Федора — он мой хороший знакомый и, надо сказать, очень порядочный человек.

Анастасия Татулова, основательница сети кафе «Андерсон». В сентябре 2017 года публично пожаловалась на изматывающие проверки ее заведений правоохранительными органами

[[{"fid":"247001","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"7":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"style":"float: left;","class":"media-element file-default","data-delta":"7"}}]]И у Овчинникова, и у меня свой бизнес, мы не наемные работники или чиновники: мы не можем все бросить и уехать. Я видела пост Федора и пока не очень понимаю проблему, потому что  ситуация совершенно анекдотическая. Любому, кто хоть что-то понимает в юридических вопросах, ясно, что Овчинников в принципе не может отвечать за то, что происходит в пиццерии у его франчайзи. Это все равно, что нашли бы бомбу или закладку где-то в «Макдоналдсе», и вызвали бы его владельца. Поэтому абсолютно понятно, что Федору это не может грозить ничем. Потому что отвечать за это он не может никак. Я бы в такой ситуации никуда сейчас не пошла — везде отправила бы адвоката. Возможно, проще даже взять отпуск на две недели и уехать, а за это время адвокат разберется.

Михаил Перегудов, СЕО и основатель «Партии Еды»

 

[[{"fid":"246973","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"2":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"style":"float: left;","class":"media-element file-default","data-delta":"2"}}]]Есть две самые важные вещи, которые необходимо сделать в такой ситуации. Первое — найти хорошего адвоката. Как правило, хороший адвокат — это бывший следователь. И второе — попытаться выяснить мотивацию тех следователей или работников правоохранительных органов, которые занимаются этой проверкой. Здесь может быть два варианта: либо они отрабатывают запрос как обычно, либо они кем-то дополнительно замотивированы. Это очень важно понимать, потому что от этого зависит то, как далеко они пойдут и как, какими методами дальше с ними работать. До момента заведения уголовного дела можно быть спокойным. Не нужно никуда уезжать, потому что идет доследственная проверка, и необходимо сотрудничать со следствием. После того, как вы выяснили мотивацию, можно принимать решение: оставаться или уезжать. Думаю, что в случае с Федором этот вопрос будет быстро улажен и ничего страшного не произойдет. И причин уезжать ему из страны я не вижу.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+