Ловкость рук: четыре правила бесплатного продвижения стартапа
Статистические данные о стойкости стартапов в первый год жизни расходятся. Согласно одним исследованиям, почти половина новичков умирает. По оптимистичным данным других, большинство выживает. Но проблемы на первых порах у всех схожи, и одна из главных — как продавать свою идею в условиях ограниченного бюджета? Вот четыре совета, которые помогут решить эту проблему.
1. Пересильте себя и выжмите максимум из своих контактов
Многие предприниматели, особенно пришедшие делать стартап с топовых позиций, не могут просить о помощи людей, находящихся ниже в иерархической цепочке. На самом деле, когда начинаешь делать бизнес, нужно использовать все контакты из своего списка.
У меня, например, был барьер в общении с людьми, особенно, когда нужно попросить их о чем-то. Все решилось просто. Однажды я выпил целую бутылку виски для храбрости и начал обзванивать свой контактный лист и писать своим друзьям в соцсетях. Кого-то я просил сделать рассылку про сервис, кому-то просто давал промокод. Я удивился, что ни один человек не отказал, и все были готовы помочь. Таким образом я договорился о шести совместных промоактивностях, получил около 30 новых клиентов для платформы и просто напомнил всем о своем существовании. Часть этих людей вернулась позже с предложением совместных акций.
Со временем я узнал, что пить виски необязательно. Есть много хороших способов расслабиться перед звонком, когда тебе неловко. Например, можно позвонить человеку, общение с которым у тебя вызывает положительные эмоции и теплоту: жене, маме, ребенку.
2. Работайте руками
Если у вас нет денег, это не значит, что вы не сможете пробиться к своей аудитории. Просто придется много работать руками. Вооружитесь усидчивостью и упорством, задействуйте руки, мозг и соцсети. Например, один российский стартап, бюджет которого был ограничен, стал искать в Facebook и Instagram людей, у которых больше трех тысяч подписчиков, и предлагать свои услуги бесплатно в обмен на пост. Ребята писали каждому личные сообщения, искали через Linkedin людей, которые в корпорациях отвечают за внутренние коммуникации, эйчаров и вели переговоры о том, чтобы попасть во внутренние рассылки. Постепенно это сработало — сервис стал расти, получать обратную связь и заказы.
Своими силами можно выстроить и маркетинговую стратегию, для этого нужно проанализировать свой рынок, изучить аналитику, посмотреть сайты и способы продвижения конкурентов (например, подписаться на их группы и рассылки) и выработать стратегию своего продвижения. Еще один вариант — настроить рекламу в социальных сетях Facebook и Instagram. Личный кабинет пользователя поможет запустить первые рекламные предложения даже новичку.
3. Запустите рекламную кампанию в Facebook или Instagram
В Facebook и Instagram довольно простой рекламный кабинет — на его самостоятельное освоение уйдет на так много времени. Можно пробовать запускать рекламные кампании с небольшими бюджетами, и самое главное — оперативно получать обратную связь о том, кто на самом деле ваш клиент. Лучше начать именно с этих соцсетей, потому что у них хороший охват и возможности для таргетинга. На Facebook более продвинутая и платежеспособная аудитория.
Эта соцсеть отдает данные пользователя, который заинтересовался рекламой (интересы, возраст, пол и так далее). Таким образом, можно составить портрет потенциального клиента и настроить рекламу даже на довольно узкую аудиторию.
Instagram тоже не отстает по эффективности, поскольку хорошо покрывает города-миллионники. И там, и там можно продавать сложные товары и услуги, например, юридические консультации или страховой продукт. Главное — изучите функционал полностью, чтобы уметь пользоваться всем инструментарием соцсети. Среди моих любимых приемов: backstage, «карусель» и Stories с отсылкой на сайт. Так, backstage делает бизнес ближе и понятнее. «Карусель» из фотографий помогает постепенно раскрыть ключевое преимущество или рассказать о боли клиента, от которой избавляет продукт. Stories срабатывают, если в них есть интригующее начало и в конце анимация, которая призывает кликнуть ссылку в шапке профиля, что увеличивает переходы на сайт.
4. Общайтесь со СМИ
Найдите журналистов, которые пишут на темы, близкие к вам, пообщайтесь с ними, почитайте их статьи и оцените, какие темы им были бы интересны. Выберите человека, отвечающего за работу со СМИ, именно ему вы будете передавать темы, интересующие журналистов или редакторов СМИ с вашей аудиторией. Возможно, в команду к нему потребуется аналитик, который будет находить статистические данные, либо эту функцию может выполнять кто-то из соответствующего подразделения компании.
Сделайте создание инфоповодов регулярным. Частое появление в СМИ увеличит число ваших потенциальных клиентов и откроет двери к партнерам. В свое время публикация в одном из крупных федеральных СМИ обрушила на мой телефон шквал звонков, который конвертировался в неплохое количество заказов и новых публикаций. Возможно, СМИ будет интересна и сама идея вашего бизнеса. Ищите редакторов самых читаемых изданий, пишите им. Подумайте, в чем уникальность вашего продукта или услуги, и в обращении к редакторам начинайте именно с нее. Только в этом случае письмо не закроют после прочтения первых двух строчек.