К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Путь истинный. 5 признаков хорошего бизнес-наставника

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Хороший ментор — тот, у которого было минимум пять неудачных бизнесов. Но это далеко не единственный критерий, на который следует ориентироваться предпринимателю, решившему обратиться за помощью к наставнику

Кто такой ментор, чем он может быть полезен бизнесу и как его правильно выбрать? Как написано на сайте акселератора ФРИИ, для стартапа это одновременно и отец (дает полезные советы и показывает пример), и мать (подбадривает в случае неудач), и надсмотрщик с длинной плеткой (следит за фокусом на результат). Роль менторов в жизни предпринимателей в самом деле трудно переоценить. Как показало исследование международной сети Youth Business International (YBI), которая распространяет по всему миру программы бизнес-наставничества, 37% наставляемых на первом этапе опроса (февраль-март 2016 года) заявили о росте оборота предприятия в период работы с ментором. На втором этапе (июль-октябрь 2017 года) этот показатель вырос уже до 78%. Больше половины предпринимателей заявили, что без участия в программе наставничества положительные изменения в их бизнесе не произошли бы столь быстро, не были бы столь глубокими или вовсе не имели бы места. Один из российских предпринимателей, участник программы YBI, рассказал, что его выручка за период общения с бизнес-ментором выросла втрое, а клиентская база увеличилась почти в два раза.

Чтобы достичь такого результата, в YBI большое внимание уделяют выстраиванию отношений в паре «наставник — наставляемый». Например, предлагают менторам эталон для оценки эффективности их работы на каждом этапе общения с подопечными. В России профессия бизнес-ментора появилась не так давно, лет пять назад, поэтому предприниматели-ученики не всегда понимают, какие факторы могут повлиять на то, чтобы сотрудничество с ментором дало долгосрочный результат. Вот несколько правил выбора наставников, которые мы извлекли из собственного опыта и опыта других компаний:

Он умеет проигрывать

Менторами становятся не только предприниматели, имеющие богатый личный бизнес-опыт, но и топ-менеджеры компаний, инвесторы, консультанты, scrum-мастера. Большую пользу вашему стартапу принесет все-таки ментор-предприниматель, сам познавший и радость побед, и горечь поражений. Как отметил в одном из интервью основатель проекта Otus.ru Дмитрий Волошин, хороший наставник — тот, у которого было как минимум пять провальных бизнесов. Причины неуспеха обычно системные, объяснил он пользу такого опыта. И в этом смысле профессиональный неудачник ценнее как эксперт, чем тот, кто сделал успешный бизнес, возможно, по воле случая. Первый может подсказать много полезного — например, чего точно не стоит предпринимать. Успешный же бизнесмен зачастую грешит тем, что абсолютизирует свой частный опыт. По его мнению, если конкретная модель сработала в его ситуации, значит, она сработает и у других. Но такое случается не всегда.

 

Не давит авторитетом

Узнайте как можно больше о тактике ментора, с которым вам предстоит работать. Есть наставники, которые высказывают гипотезы, и есть те, кто не только подсказывает, но и помогает претворять решения в жизнь. Причем как именно они это делают — тоже важный момент. Есть те, кто буквально настаивает на своем мнении, что называется, «пушит» наставляемых. Однако хороший трекер не дает советов, он воздерживается от оценок — зато предлагает много полезной информации (находит, например, узкие места в бизнесе, точки роста, помогает выстроить взаимоотношения с людьми в команде) и рассказывает о собственном опыте, заставляя предпринимателей думать и самостоятельно приходить к тем или иным решениям.

Что касается нашего опыта, то в самом начале мы занимались организацией офлайн-хакатонов, но, оказавшись в «Лаборатории институционального проектного инжиниринга» (Лаборатория ИПИ) и начав общаться с ее председателем правления Артуром Пахомовым, поняли: технологические соревнования можно проводить и в режиме онлайн. Но польза от общения с ментором заключалась не только в этом. Раньше мы ориентировались исключительно на b2b-сегмент, а трекер показал нам возможности и в b2c-сегменте. Также по его подсказке мы решили проводить региональные офлайн-мероприятия не самостоятельно, а привлекать местных партнеров. Мы были уверены, что главное —  продажи, гнались за операционной прибылью, а ментор направил нас в другую сторону, пояснив, что нужно развивать отношения с региональными организаторами и расширять сообщество пользователей платформы.

 

Потом компания приняла участие в конкурсе «Школы миллиардеров», нашим наставником стал Флориан Янсен, один из основателей и владельцев Lamoda. Его советы касались в основном управления. Благодаря ему мы поняли, как эффективнее контролировать работу подчиненных (в формате проверки, а не жесткой дисциплины), а также мы стали скромнее в вопросах начисления себе, как собственникам бизнеса, зарплат и бонусов, внедрили метод управления проектами OKR (Objectives & Key Results), который позволяет синхронизировать командную и индивидуальную работу за счет иерархии целей и показателей.

На рынке много примеров, как начинающие предприниматели, проанализировав предпринимательский опыт ментора, внедряли потом полезные решения в собственный бизнес. Так, известная интеллектуальной публике российская компания Level One (проводит офлайн-лекции на разные темы — от моды до искусства) в какой-то момент решила расширить сферу деятельности и выйти в онлайн-сегмент. Основателям бизнеса было интересно мнение со стороны, и они обратились за советом к своему ментору в той же «Школе миллиардеров» Александру Ларьяновскому, управляющему партнеру компании Skyeng. Он не скрывал от предпринимателей, как устроены бизнес-процессы в  Skyeng и что привело к успеху его собственную компанию. Стало ясно, что в числе приоритетов должны стоять другие цели: менеджеры Level One сделали вывод, что уходить в интернет им сейчас невыгодно и что больше прибыли они получат, если продолжат развивать офлайн-направления.

Прошел сертификацию

То, что некоторые предприниматели и бизнес-ангелы сомневаются в эффективности работы с менторами, тоже, увы, справедливо. Основатели стартапов хотят знать, что это за специалисты и где их готовят. Во ФРИИ, где проводят сертификацию трекеров, считают, что нужно ввести единые стандарты оценки их компетенций (сейчас каждый акселератор выдвигает свой набор требований к бизнес-наставникам). Что это даст? Как заметил директор «Акселератор ФРИИ» Дмитрий Калаев, есть менторы, которые качественно продвигают стартапы, находящиеся на начальной стадии развития, а есть те, кто эффективнее помогает компаниям с миллионами долларов выручки. В этом смысле важна не просто сертификация, а сертификация по уровням, то есть с присвоением трекеру определенной категории. Это даст предпринимателям понимание того, какие конкретно бизнес-процессы поможет выстроить наставник.

 

Работает на результат

Почти каждый второй предприниматель больше думает о процессе, а не о результате. Точнее, цели — краткосрочные и долгосрочные — ставят все, но промежуточные результаты замеряют далеко не многие. Опытный наставник — как человек со стороны, специалист, не вникающий в детали конкретного бизнеса, — должен заставить вас думать короткими периодами. Например, компания запланировала в течение года привлечь несколько новых крупных клиентов, сменить бизнес-модель, осуществить первые международные продажи или выйти в новый клиентский сегмент. Чтобы понять, движется ли она к намеченной цели, необходимо оценивать работу каждую неделю или месяц, ведь может случиться так, что большинство функций, которые осуществляют сотрудники, быстро окажутся лишними и какие-то внутренние процессы придется перестраивать.

Умеет быть жестким

Вывести ученика-предпринимателя из зоны комфорта — еще один важный аспект в работе наставника. Если ментор смог убедить подопечного во благо бизнеса отказаться от использования старых технологий или принять непопулярное решение, это большой плюс. Немногие предприниматели понимают, что есть десяток основных болезней роста, общих для любого бизнеса, и если не принимать их во внимание, продолжая утверждать, что «у нас все по-другому», это рано или поздно приведет к плохому результату. К концу 2018 года компания Crypt-On.io создала много разных продуктов и увеличила штат. Новые идеи были, а вот понимания, стоит ли их реализовывать, нет. Основатель Crypt-On.io Павел Андреев обратился за советом к известному бизнесмену, создателю таких проектов, как Lifepay, Payqr, Acselerator.ru, Вячеславу Семенчуку. Работа с ментором началась с интервью со всей командой. Семенчук задавал вопросы каждому — кто чем занимается, за выполнение каких задач в команде отвечает. Он также провел весь день с руководителем компании: смотрел, какую работу тот выполняет, как организовывает время, задавал много разных вопросов, касающихся не только бизнеса. Результатом общения с ментором стало сокращение количества подрядчиков и части сотрудников Crypt-On.io. Это, по словам Андреева, позволило сэкономить около $35 000 в месяц, которые бизнесмен инвестирует сейчас в свой новый проект.

Что означает бурный рост института менторов в последние годы? Что бизнес, во всяком случае малый, становится и все более массовым, и все более профессиональным. А значит, в нем без наставников никуда. Как во всякой профессии.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+