К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как отец пятерых детей зарабатывает по 7 млн рублей в месяц на парке развлечений под Петербургом

Фото DR
Фото DR
Александр Пружанский 15 лет занимался производством комплектующих для поездов, а к 50 годам решил открыть парк развлечений для детей. В бизнес он вложил 300 млн рублей. На второй год работы выручка проекта достигла 7 млн рублей в месяц, 40% остается в виде чистой прибыли

Между дубами и соснами в лесу поселка Симагино, в 50 км от Санкт-Петербурга, растянуты веревочные сетки, по которым с утра до вечера лазают дети. Вокруг свободно разгуливают альпака, англо-нубийские козы, утки-мандаринки и павлины. Вся эта идиллия — парк развлечений «Озорные белки», открытый отцом пятерых детей Александром Пружанским. Всего три года назад на месте парка был заброшенный пустырь, на котором предприниматель планировал построить дом для своей семьи. Подумав, Пружанский решил использовать участок под бизнес — и не прогадал. Спустя два года после открытия парк посещают до 10 000 человек в месяц, а ежемесячная прибыль проекта достигает 3 млн рублей.

Французские сети в российском лесу

Владелец «Озорных белок» родился в Ленинграде в 1968 году, после армии поступил в Морской технический университет на специальность «судовая автоматика». Но в море не сходил — отчислился, чтобы заняться собственным бизнесом по оптовой торговле продуктами. В начале «нулевых» Пружанский закрыл компанию и ушел работать в крупную петербургскую фирму по поставке комплектующих для железных дорог, где отвечал за продажи и искал заказчиков. За пару лет он набрался опыта и решил попытать счастья в предпринимательстве еще раз: открыл собственный бизнес в той же сфере. «Сначала мы, как все нормальные люди, просто покупали и перепродавали детали, а потом я открыл свое небольшое производство», — вспоминает собеседник Forbes. За 15 лет работы его компания «Балтик Траст» стала одним из лидеров рынка в своем сегменте, среди якорных клиентов — РЖД. Более 25% парка подвижного состава ж/д монополии оснащено продукцией «Балтик Траста», говорится на сайте производителя.

В 2014 году Пружанский задумал построить дом для своей большой семьи — жены и пятерых детей. Покупка заброшенного участка площадью 7 га в поселке Симагино Ленинградской области обошлась в 30 млн рублей. Но вскоре супруги поняли, что участок слишком большой «просто для жизни», и задумались над тем, чтобы использовать землю под бизнес-проект. Остановились на парке развлечений. «Хотелось сделать что-то для семьи, для детей», — объясняет Пружанский.

 

Классический парк аттракционов показался слишком тривиальным решением — искали нечто «более оригинальное». Знакомые Пружанских, которые жили в Европе, рассказали супругам о новом тренде в сфере развлечений за рубежом — сетчатых парках. Это связанные из синтетических веревок сетки, растянутые между деревьями в лесу — по ним можно карабкаться, преодолевая препятствия, а также прыгать, как на батутах. Через тех же знакомых Пружанский вышел на французскую компанию Amazon Adventure, которая создает парки на деревьях с использованием сертифицированных сетей Le Bois des Lutins. «Это не просто развлечение — наши аттракционы развивают физическую подготовку, моторику, укрепляют мышцы. Таких парков в России еще не было, и мы решили занять пустующую нишу», — говорит предприниматель.

В России сетчатых парков действительно всего несколько, подтверждает гендиректор оператора веревочных парков Norway Park Павел Штелинг. Зато их ближайший аналог, веревочные парки — полосы препятствий из веревок и бревен, расположенные на высоте нескольких метров, — работают [по всей стране] уже больше 10 лет и с каждым годом набирают популярность. «Мода на необычные форматы пришла к нам из Европы — первые [подобные] парки появились в Швейцарии и Франции. Изначально это были полосы препятствий для тренировки военных, а потом их уже адаптировали под бизнес», — рассказывает Штелинг. По его подсчетам, в России около 100 веревочных и 5-10 сетчатых парков, самые известные — Norway Park в подмосковной Барвихе и «Озорные белки».

 

300 миллионов между сосен

Пружанский поверил, что сетчатые парки могут стать новым трендом для российского рынка развлечений, и в середине 2015 года заключил договор с Amazon Adventure. По условиям контракта французы строили аттракционы, расположенные на деревьях; остальную инфраструктуру предприниматель взял на себя.

Пока шло согласование проекта, он занялся подготовительными работами. Нужно было сделать отвод грунтовых вод, чтобы корни деревьев не загнивали, поставить очистные сооружения, проложить дорожки, провести электричество. «Территория была 25 лет заброшена, нужно было привести ее в порядок и главное — сохранить деревья, на которых «завязан» весь парк», — объясняет Пружанский.

В конце 2016 года европейские инженеры приступили к строительству. За полгода и 45 млн рублей они возвели несколько объектов: сеточные высотные батуты, многоуровневые лабиринты, деревянные домики на деревьях, полосы препятствий между ними. Раз в два года компания проводит полную проверку технического состояния аттракционов.

 

Кроме экзотических сеток, Пружанский решил построить более привычные российскому клиенту аттракционы: скалодром, подземный лабиринт из труб, аналог Lego — гигантские пластиковые кубики, из которых можно собирать фигуры высотой в 1,5 м, — и надувные катушки, в которых нужно бегать «как белка в колесе». Под каждый аттракцион нужно было подготовить участок: разровнять площадку, подвести электричество и свет, проложить дорожку. «Все эти работы занимают почти половину стоимости аттракциона», — уточняет предприниматель.

Он хотел не просто поставить несколько аттракционов посреди леса, а превратить территорию в полноценную зону отдыха. Жена Пружанского Наталья взяла на себя организацию ландшафтных работ: высадила растения, организовала подсветку. Совокупные вложения в парк, по оценке основателей, составили 300 млн рублей: 80 млн было потрачено перед открытием, еще около 220 млн — в следующие два года.

Пружанский уверяет, что стартовые 80 млн рублей — его личные накопления от прибыли основного производственного бизнеса, а оставшиеся деньги он частично брал уже из оборота парка. По данным СПАРК, Пружанский владеет двумя компаниями, одна из которых занимается разработкой и производством электроники для ж/д транспорта, вторая — ее продажей. Их совокупная выручка за 2017 год (более ранних и более свежих данных нет) составила чуть более 10 млн рублей, чистая прибыль — 3,7 млн рублей. Также Пружанский — владелец компании «Город Рядом», которая, указано на ее сайте, продает участки в поселках вдоль Выборгского шоссе (рядом с ним расположено и Симагино).

По словам Павла Штелинга, масштабные инвестиции в парк оправданны: если на само оборудование уходит около 50 млн рублей, то вместе со всей инфраструктурой сумма может увеличиться до 300 млн. Для веревочных парков инвестиции ниже. «Обычно запуск среднего по размеру парка обходится в 20 млн рублей, но можно уложиться и в 10 млн. Окупаются такие проекты относительно быстро, за 2-3 года», — отмечает эксперт.

Пружанский не скрывает, что вложения в парк удастся окупить нескоро: если прибыль будет расти на 0,5-1 млн рублей в месяц, вернуть инвестиции удастся через пять лет

Пружанский уверяет, что никаких особенных проверок для открытия парка проходить не потребовалось. Перед запуском проекта он получил стандартные разрешения от МЧС, ветеринарной службы и Роспотребнадзора. Но если в парке кто-то получит травму, это может спровоцировать проверку со стороны контролирующих органов, предупреждает Павел Штелинг: «В случае несоблюдения норм при строительстве и эксплуатации объекта могут быть серьезные санкции: от приостановки деятельности до уголовного наказание в зависимости от тяжести травмы». Чтобы избежать возможных исков от клиентов, Пружанский заключил договор со страховой компанией. Если кто-то получит травму, компенсацию выплатят страховщики. Парк оборудован камерами видеонаблюдения, поэтому выяснить, как и когда человек получил травму, несложно, заверяет Пружанский. По его словам, за два года работы на объекте был всего один страховой случай — мальчик на батуте неправильно сгруппировался и повредил ногу, а страховая компания возместила ущерб.

 

Юрист компании «Ильяшев и партнеры» Иоанна Щербакова отмечает, что если парк развлечений не занимается образовательной деятельностью, то никаких дополнительных к стандартному набору документов (например, образовательной лицензии) получать не нужно. «В остальном важно соблюдение норм, установленных пожарными службами и СанПином, наличие медицинских карточек у работников заведения, контактирующих с детьми», — добавляет Щербакова.

В «Белку» за поделку

«Озорные белки» открылись в августе 2017 года. В первый день в парк пришло всего 17 человек. «Мы не делали никакой рекламы, это были наши соседи — мы просто хотели опробовать все аттракционы», — поясняет Пружанский.

Как завлечь кого-то, кроме соседей, семья не знала. «Транспортная доступность не самая удобная: мы находимся в 50 км от центра города, это примерно час езды на автомобиле. Поэтому стратегия «проходил мимо и зашел» не работает», — говорит предприниматель. Он решил пойти другим путем и раздать бесплатно 80 000 билетов через районные администрации. Местная администрация положительно отнеслась к затее. «Во-первых, это дополнительные налоги в бюджет и рабочие места, во-вторых — развлечения для жителей», — объясняет Пружанский.

Такая реклама обошлась «в три копейки» — потратились только на печать билетов. Поначалу люди шли активно, но вскоре поток иссяк, вспоминает создатель парка: из 80 000 билетов использовали всего 5500. Но и эти клиенты принесли парку первые 5 млн рублей выручки.

 

В 2018 году семья вышла в онлайн: они запустили рекламные кампании во «ВКонтакте», а также организовали раздачу бесплатных билетов в обмен на поделки, которые дети мастерили в «Озорных белках». На рекламу и маркетинг ежегодно уходило около 10% оборота парка. Билеты начали раздавать еще и в автосалонах: люди с собственным авто и детьми — целевая аудитория парка, объясняет Пружанский.

Благодаря активному маркетингу за 2018 год объект посетили уже 30 000 человек. Хороший результат для открытого парка в этой климатической зоне, оценивает Павел Штелинг. Выручка «Озорных белок» по итогам 2018 года составила около 30 млн рублей, но о прибыли говорить не приходилось: расходы на обслуживание и зарплаты превышали доходы от продажи билетов. Некоторые месяцы приносили до 1,5 млн рублей убытков. Держаться на плаву помогал основной, крепко стоящий на ногах производственный бизнес, говорит Пружанский.

Финансовый прорыв случился в 2019 году — компании удалось выйти на чистую прибыль в 2-3 млн рублей ежемесячно. За семь месяцев текущего года парк уже посетило столько же людей, как за весь 2018-й. Помогли реклама в соцсетях и сотрудничество с корпоративными клиентами. Например, работникам Сбербанка и Hyundai «Озорные белки» предоставляют скидку в 50%. «Акционные предложения от «Озорных белок» пользуются популярностью у сотрудников банка, особенно в летнее время», — сообщил Forbes представитель Сбербанка.

Сейчас билет в парк на целый день стоит 1680 рублей на человека. Это выше, чем стоимость билетов в  обычные петербургские парки развлечений: там вход стоит от 500 рублей. «Мы позиционируем себя как парк для людей с доходом выше среднего», — не скрывает Пружанский.

 

Вернуть всех ежей  

Кроме аттракционов в парке работает ферма, которая образовалась «сама собой». По словам Пружанского, за 25 лет пустования участок облюбовали белки (отсюда и название парка) и ежи, но после того, как начались работы, животные «убежали» с территории. После открытия парка Пружанский решил их вернуть, но белками и ежами не ограничился: закупил овец, альпака и птиц. За два года они расплодились: сейчас на мини-ферме живут уже пять альпака, больше десятка англо-нубийских коз, индюшки, утки-мандаринки, четыре вида фазанов и павлины. Всех животных специально закупали за границей. Например, одна альпака обошлась предпринимателю в 300 000 рублей. Совокупные затраты на оборудование фермы составили порядка 15 млн рублей.

Мини-ферма принесла Пружанским еще одну неожиданную статью доходов: животные стали так быстро размножаться, что некоторых приходится продавать. «Это, конечно, смешные деньги, наша задача — просто не перенаселять парк», — говорит предприниматель.

Бизнес «Озорных белок» семейный в самом классическом смысле слова. Основные посетители — родители с детьми, а семья самого Пружанского активное участвует в жизни парка. Жена Наталья посвящает все время ландшафтному дизайну территории, 19-летняя дочь Анастасия и 17-летний сын Савелий по выходным помогают в кафе и следят за аттракционами, а младший сын Лукас, которому 4 года, первым пробует все развлечения. Старшие 24-летний Илья и 23-летняя Елизавета реже появляются в парке: «У них свои дела, Илья работает, а Лиза выступает за сборную России по вейкбордингу».

Лесная экономика

Около 50% дохода «Озорным белкам» приносит продажа билетов. Продажа сопутствующих услуг, например аренда футбольного поля, веломобилей и танкодром — еще около 30%. 20% приходится на проведение мероприятий. Цены аренды парка для мероприятий варьируются от 15 000 рублей для небольших дней рождения до 1 млн рублей для крупных корпоративов, если требуется закрыть парк для посещения.

 

Совокупный оборот составляет 6-8 млн рублей в месяц. Основные расходы — оплата труда работников (их 30-35 человек в зависимости от дня недели и сезона) и поддержание самого парка (уборка, системы видеонаблюдения, закупка расходников, кормов для животных и т. д.). В виде чистой прибыли по итогам месяца остается около 3 млн рублей. Эти показатели выше средних по рынку: например, выручка веревочных парков составляет в среднем 1-5 млн рублей в месяц, а рентабельность достигает 50%, говорит Павел Штелинг из Norway Park.

В ближайшее время Пружанский планирует превратить парк в кластер для полноценного отдыха и построить домики, в которых можно будет оставаться на выходные. «Это будут три отдельных домика, по три комнаты каждый. Хотим посмотреть, как это пойдет в совокупности с парком, а потом будем решать вопрос масштабирования», — говорит предприниматель. По его оценке, на строительство таких мини-отелей потребуется еще до 20 млн рублей.

Несмотря на выход парка в плюс, основным источником дохода для семьи остается производственный бизнес. Пружанский не скрывает, что вложения в парк удастся окупить нескоро: если прибыль будет расти на 0,5-1 млн рублей в месяц, вернуть инвестиции удастся через пять лет. Для предпринимателя это больше социальная инициатива, чем проект по извлечению прибыли. «Внутренний туризм должен развиваться, как это сделано в Европе. Поэтому в страну надо вкладываться, а отдача не заставит себя долго ждать», — говорит он.

Надежды Пружанских на рост рынка оправданы, считает Павел Штелинг: «Сфера развлечений сейчас привлекательна для инвесторов, ведь людям больше неинтересно проводить время без толку, поедая шашлыки на пляже».

 

20 лучших благотворительных фондов богатейших бизнесменов России

20 лучших благотворительных фондов богатейших бизнесменов России

Фотогалерея «20 лучших благотворительных фондов богатейших бизнесменов России»
20 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+