К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Агенты IQ007. Как два друга создали одну из самых быстрорастущих франшиз России

Федор Телков для Forbes
Федор Телков для Forbes
Двое предпринимателей из Златоуста создали крупнейшую в России сеть школ скорочтения — IQ007. Третий год подряд она входит в рейтинг франшиз Forbes. В 2019-м совокупный оборот бренда IQ007 составил 11 млрд рублей

Весенним вечером в 2009 году друзья детства Данил Костромин и Вадим Хабиров пили чай в квартире бабушки Костромина на окраине Екатеринбурга. Данил учился на экономиста, Вадим — на полицейского, в 2009 году они заканчивали вузы и раздумывали, чем заниматься дальше. В студенческие годы они поработали охранниками, барменами, продавали пылесосы Kirby и подержанные автомобили. Но приятелям хотелось делать «что-то полезное для людей». Одной из идей, которую друзья обсуждали за чаем, была школа скорочтения.

Сегодня сеть школ IQ007, которую они запустили в 2009 году в родном Златоусте, небольшом городе Челябинской области, — одна из самых быстрорастущих франшиз в России, третий год подряд она входит в рейтинг франшиз Forbes. В 2019-м совокупный оборот бренда IQ007 составил 11 млрд рублей. В этом году партнеры планируют открыть филиалы в Германии, Австрии и Испании, через два года — выйти в Китай.

«Нам часто говорят, как удачно мы поймали тему со скорочтением, вовремя разглядели тренд, — говорит Данил Костромин. — Но тогда открыть в Златоусте свою школу казалось сомнительной идеей. Это был город вымирающей экономики».

 

Основы сетевого маркетинга

Идею обучения скорочтению приятели почерпнули из собственной потребности. Родители Хабирова занимались предпринимательством в 1990-е — шили норковые шапки и продавали их на рынке. Когда в нулевые бизнес стал проседать, Хабировы-старшие увлеклись сетевым маркетингом в компании Amway и стали читать американскую бизнес-литературу. «Первая книга про бизнес, которую нам посоветовали родители на втором курсе, была книга Бодо Шефера «Путь к финансовой независимости. Как заработать первый миллион за семь лет, — рассказывает Данил Костромин. — Шефер писал, что, если хочешь много зарабатывать, нужно быстро и много читать». С того момента друзья начали активно заниматься самообразованием в области скорочтения и развитием памяти.

Вернувшись в родной Златоуст летом 2009 года, Костромин и Хабиров решили протестировать бизнес-идею — обучать скорочтению взрослых на бизнес-литературе, с которой сами уже были хорошо знакомы. Они купили книги, арендовали помещение и начали приглашать в школу друзей. На открытие первой школы потратили 200 000 рублей, продав свои автомобили.

 

Средний уровень достатка в Златоусте не располагал к саморазвитию. «Открыть в Златоусте школу скорочтения в конце 2000-х было примерно таким же безумием, как встать на рынке с норковыми шапками в начале 1990-х. Не то время, не то место», — объясняет Костромин.

Впрочем, первые результаты воодушевили и преподавателей, и студентов. В первый же месяц партнерам удалось окупить вложения и выйти в плюс — за 1,5 часа обучения скорочтению Костромин с Хабировым брали 400 рублей с человека. «Студенты школы спрашивали, нет ли у нас детских групп, и мы решили их запустить. Но детям нужна совершенно другая литература. Их нельзя было обучать на книгах Карнеги: им не хватало словарного запаса и бизнес-лексики», — объясняет Хабиров. В работе с детьми обнаружились и другие сложности: пришлось нанять женщину-учителя, поскольку дети 4–8 лет боялись учителей мужчин. За первые полтора года работы у школы появилась еще одна группа учеников — дети с особенностями развития (ДЦП, дислексией, дисграфией), а также те, кого оставляли в школе на второй год.

Человек из Барнаула

В августе 2011 года Хабиров и Костромин решили расширить географию присутствия и открыть школу в соседней Уфе. На аренду помещения и зарплату пяти педагогов ушло около полумиллиона рублей. К концу сентября в школе уже училось 100 учеников. «Выручка двух школ — в Златоусте и в Уфе — по итогам октября составила 1,2 млн рублей, из них 800 000 принесла новая школа», — говорит Хабиров. Тогда партнеры решили открыть еще два филиала в других районах Уфы, а также школы в соседних Мичуринске и Челябинске. «На этой небольшой сети мы поняли, что во всех городах одни и те же родители, одни и те же дети и одни и те же проблемы», — вспоминает Хабиров.

 

Предприниматели решили обучать педагогов по методике, в основу которой легла авторская система обучения, разработанная педагогом Лидией Васильевой. В феврале 2011 года неожиданно для основателей из сети IQ007 уволились несколько ключевых преподавателей, которые, по словам Хабирова, впоследствии открыли франчайзинговые филиалы «Школы скорочтения Васильевой Л. Л.» в Златоусте и Уфе. Представители Васильевой впоследствии подтвердили, что действительно передавали ее методические материалы Данилу Костромину и Вадиму Хабирову в 2011 году по договору об использовании, который запрещал их перерабатывать и передавать третьим лицам. В 2017 году Васильева подала к екатеринбургскому франчайзи сети IQ007 иск на 20,7 млн рублей за неправомерное использование материалов. Судебное дело закончилось мировым соглашением.

Но тогда, в 2011-м, оставшись без учителей, за три месяца вынужденного простоя сеть IQ007 потеряла около полумиллиона рублей. На дальнейшее развитие бизнеса потребовался кредит. В мае они взяли 500 000 рублей в банке, а отец Данила дал еще 200 000 под 4% годовых.

В конце 2013 года партнерам поступило неожиданное предложение, которое помогло им вывести бизнес из кризиса. «К нам обратился тренер по дзюдо Владимир Жданов. Он приехал из Барнаула с 300 000 рублей наличными и сказал, что хочет открыть школу под нашим брендом на последние деньги. Для нас это был неожиданный поворот в развитии бизнеса», — вспоминают основатели школы. Спустя два года Жданов перепродал школу и вернулся в спорт.

В 2013 году партнеры сети открыли три новые точки и начали активно развивать сеть: сформировали предложение по франшизе, оформили брендбук, запатентовали методику. До 2015 года, пока по франшизной модели не открылось 150 точек, в штате управляющей компании было всего три человека.

Школьные стандарты

Бизнес-модель IQ007 сильно изменилась с момента запуска в 2009 году. Сегодня самая активная группа учеников — дети от 8 до 14 лет. Многие из них занимаются в школах не первый год. В октябре 2018 года школа IQ007 провела свою олимпиаду по скорочтению в «Сколково»: в ней приняли участие 1500 одаренных детей со всей России, прошедших отборочные туры. Победитель соревнований смог прочесть за минуту и выучить наизусть текст из 1200–1400 слов.

 

Взрослая аудитория, напротив, занимается всего несколько месяцев и уходит, освоив технику. Доля взрослых в аудитории составляет всего 15%. Стоимость одного занятия варьируется от 400 до 3000 рублей в зависимости от города.

Руководители точек, открытых по франшизе, оплачивают поездки всех педагогов в Златоуст для прохождения обязательного курса. «Проводить обучение по методикам скорочтения онлайн сложно. Каждые две недели к нам на обучение приезжает по 40–50 человек, и одного-двух мы отправляем обратно, поскольку вынуждены отказать им в трудоустройстве по той или иной причине, — объясняет систему Вадим Хабиров. — Если мы педагога не берем, то следующего обучаем бесплатно».

Рынок знаний

«Сегодня на рынке франчайзинга развивается более 150 проектов по дополнительному образованию детей, — говорит эксперт-консультант в области франчайзинга Елена Рыбина. — Среди них более 15 компаний — школы скорочтения и ментальной арифметики, например Schoolford, «Маленький Оксфорд», SmartyKids».

Школы по франшизе IQ007 сегодня работают более чем в 295 городах России, а также в Казахстане и Белоруссии. За последний год сеть выросла с 418 до 565 точек, более трети из них были открыты партнерами, у которых более двух точек. За два месяца — с мая по июль — открылось еще 50 новых школ. Обычно в месяц открывается 10–15, но летом, перед новым учебным годом, по словам предпринимателей, идет особенно сильный рост. Стоимость франшизы составляет от 400 000 до 3 млн рублей и зависит от города. Проект окупается за 4–6 месяцев. Годовая выручка одной точки достигает 20 млн рублей, чистая прибыль компании — владельца франшизы составляет около 11 млн рублей.

 

«На рынке школ скорочтения очень жесткая конкуренция, — говорит представитель школы скорочтения Schoolford. — Но главная проблема франчайзинга — отсутствие финансовой и юридической грамотности. К нам обращаются 18-летние подростки, которые хотят вложить деньги родителей и поиграть в большой бизнес. Думают, что открыть школу — это просто».

По данным исследования «Нетологии-групп», рынок дополнительного школьного образования к 2021 году достигнет 149,2 млрд рублей, а число школьников, получающих дополнительное образование, вырастет до 6,9 млн человек. По данным Министерства просвещения, в 2018 году 71% детей посещали различные секции и кружки помимо общеобразовательных школ.

«Спрос на собственный бизнес вместе с кризисом растет, а франшиза немного уменьшает риски, — считает управляющий партнер компании SkyEng Александр Ларьяновский. — Образование — социально важный  и очень привлекательный род деятельности, а сегмент дополнительного образования в особенности. Потому что частные школы и вузы государство активно давит».

В 2019 году Хабиров и Костромин планируют открыть первые школы IQ007 в Европе, но сами они не собираются уезжать из Златоуста. «Златоуст — законсервированный Советский Союз, но мы не видим смысла переезжать. Переезд в Москву нарушит всю экономику проекта, потому что стоимость обучения педагогов для наших партнеров вырастет. Педагоги приезжают в Златоуст учиться и за один свободный день могут посмотреть все достопримечательности. А в Москве времени на учебу совсем не останется».

 

10 лучших франшиз стоимостью от 1 до 5 млн рублей

Как зарабатывать 11 млн рублей в год, обучая чтению

Фотогалерея «Как зарабатывать 11 млн рублей в год, обучая чтению»
10 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+