«Подушка безопасности — это не про малый бизнес»: почему небольшие проекты переносят пандемию тяжелее всех

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Запасом прочности, необходимым, чтобы вынести нанесенный коронавирусом урон, обладают только крупные компании. Большинство энтузиастов, которые создают немассовый продукт, уйдут с рынка. Избежать этого можно только благодаря решительным действиям властей, считает экс-телеведущий и предприниматель Михаил Кожухов

Михаил Кожухов — известный телеведущий и владелец турагентства «Клуб путешествий Михаила Кожухова». Он начинал карьеру корреспондентом «Комсомольской правды» и «Известий», освещал войну в Афганистане и работал в странах Латинской Америки. В течение 15 лет снимал программы о путешествиях для «Первого канала», «России», «ТВ-3» и др. В 2013 году ушел из журналистики, чтобы основать собственный «Клуб путешествий». Сейчас «Клуб» проводит порядка 130 авторских туров в год, сотрудничая с десятками артистов, журналистов и музыкантов, которые выступают в роли проводников в путешествиях. В колонке для Forbes Кожухов рассуждает о том, почему нынешний кризис может лишить рынок авторских штучных проектов и какие меры помогут этого избежать.

«Исчезнут, как будто и не было»

«Клуб путешествий Михаила Кожухова» я основал в 2013 году. Сейчас он делает по сотне авторских путешествий в год в компании известных личностей, которых мы называем «душами компании». Мы устраиваем групповые поездки с известными людьми по маршрутам, которые сложно повторить самоорганизованному туристу: встретить Рождество в Нью-Йорке вместе со Славой Полуниным и его труппой, пройтись по местам Бродского в Венеции с карикатуристом Андреем Бильжо, попасть на закрытый квартирник Нино Катамадзе в Тбилиси или почитать Цветаеву в Париже с Чулпан Хаматовой. «Души» не просто появляются перед аудиторией с мастер-классом на часок-другой, а вместе с разработчиками маршрутов сначала составляют программу, а потом едут с незнакомыми людьми за тридевять земель, где делятся знаниями музыки или истории, литературы или кулинарии, мыслями и эмоциями. 

Кризис свел всю многолетнюю работу на нет — 20 путешествий уже отменены, еще столько же под угрозой. При благоприятном сценарии

Нам потребовалось семь лет, чтобы выстроить полное понимание продукта и достичь результатов, которые позволили спрогнозировать 200 млн рублей выручки за 2020 год. Но нынешний кризис свел всю многолетнюю работу на нет — почти 20 путешествий уже отменены, еще столько же под угрозой. При благоприятном сценарии.

Сейчас никто не сможет оценить, сколько компаний, занимающихся авторским туризмом, останется на рынке после пандемии. Разве что ограничиться прогнозом «очень мало»? Хотя бы потому, что авторские путешествия никогда не станут колоссальным бизнесом: людей, готовых поехать в отпуск и располагающих для этого средствами, у нас до обидного мало. И мечтает большинство из них не о дорожно-познавательных приключениях, а о том, чтобы упасть камушком на песок и лежать в тепле под шум прибоя. Кто их за это посмеет осудить при таких-то климате и зарплате?

Авторские путешествия составляют настолько ничтожную часть от всей отрасли, что ни Ростуризм, ни Ассоциация туроператоров России, ни Российский союз туриндустрии даже не берутся подсчитать, какой мы занимаем объем рынка. Кроме того, компании и гиды, работающие «вольными стрелками» через странички в Instagram, едва ли станут заявлять о себе в регулирующие органы. Исчезнут, как будто и не было.

Тем не менее за последние пять-семь лет частники из соцсетей и бизнес по типу «Клуба» проделали большую работу, взяв людей за руку и отправившись с ними в путь вдоль пляжа к познанию мира.

«Мы валимся вниз, и предела не видно»: как российские турагентства выживают в условиях закрытых границ 

Соловки и Сахалин не спасут

Спрос на авторские путешествия и до закрытия границ был невысоким, а после пандемии и игр с нефтью люди еще больше обрастут обязательствами перед семьей и банками. Кого в такие моменты интересует, правильно ли он познает мир?

Кроме того, наш крестовый поход только начался. Я сейчас и про «Клуб», и даже про частных гидов по всему миру, которые в обход пирамид, ратушей и прочих достопримечательностей поведут вас в гости к хозяину крохотного столетнего кафе, знающему о своем городе куда больше путеводителей. Все мы еще не успели показать людям, насколько больше получат они, избрав другой способ провести отпуск, как и не доказали коллегам, что самостоятельных путешественников, вырвавшихся из туристических пакетов, можно вернуть. Стоит только приложить к разработке продукта чуть больше усердия и смекалки.

Кого в такие моменты интересует, правильно ли он познает мир?

Многие сейчас говорят про подушку безопасности, которая и придумана для таких случаев. Еще есть формирование фонда предприятия, правильное планирование деятельности, частичный отказ от дивидендов и другие проявления финансовой культуры. Но давайте откровенно — это все не про малый бизнес.

Его руководитель после уплаты налогов и выдачи зарплат должен еще как-то сам перекантоваться. Мы тоже довольно поздно себя дисциплинировали: ввели систему бюджетирования, внедрили план-фактный анализ, начали поиск резервов повышения рентабельности и так далее. Но притом что «Клуб» отправляет тысячу путешественников в год, он, как и все в отрасли, зарабатывает на новогодних каникулах и с тем доживает до майских праздников.

Фото DR
Фото DR

В марте «Клуб» не получил 45% от запланированной выручки. Прогноз на апрель — 100%, на май — 80%, если ситуация хоть как-то стабилизируется и внутренние границы останутся не только открытыми, но и безопасными. Потеряв весну, мы упадем на 25% по году даже с учетом сокращения расходов на 43% и едва ли сможем это нарастить: зарубежные направления составляют 96% от плановой выручки, а создание одной программы по России займет несколько месяцев. Максимум — мы перекроем условными Соловецкими островами и Сахалином 6% от выручки. Кроме того, наши «души компании» — известные люди, которые сопровождают группу на протяжении всего путешествия, востребованы в своей отрасли и не смогут ездить каждый уик-энд. Да и возвращаясь к спросу: с кем ездить-то так часто?

«Такой ад у нас впервые»: как рестораторы оказались на грани краха из-за коронавируса

Акт феноменального доверия

Руководство крупной сельскохозяйственной компании, у которой мы снимаем офис, по собственной инициативе решило установить для нас ежемесячную арендную плату в размере 100 рублей. Пока на апрель, но с возможностью продления каникул по мере развития ситуации. Колоссальная помощь! Особенно на фоне туманных обещаний правительства «рассмотреть», «углубить» и «поддержать».  

Многим казалось, что закрытие одной за другой стран это игра, нужно лишь успеть в открытую дверь. Нет

Пару недель назад, в разгар оформления возвратов клиентам за неслучившиеся поездки, постоянная путешественница «Клуба» внесла полную оплату на декабрь 2020 года: «Вам сейчас нужнее». В этих трогательных эпизодах и скрыт ответ на вопрос, что делать дальше.

Есть еще один важный вопрос — что делать сейчас. И на него ответ однозначен — быть ответственным.

Когда вирус засел на европейской части земли, «Клуб» перестал рекламировать поездки. Помимо своих путешественников, мы в ответе и за миллионы людей, которых ежемесячно охватывают клубные соцсети, и за свой бизнес, потому что хотим, чтобы все это быстрее закончилось. Нам в комментариях до сих пор пишут гневные отзывы на коллег, решивших, что закрытие одной за другой стран  это игра, нужно лишь успеть в открытую дверь. Нет.

С середины марта по начало июня отменены или перенесены 19 путешествий. Отправим ли мы единственную майскую поездку в Дагестан, решим, опираясь на рекомендации ВОЗ, Ростуризма, Роспотребнадзора и настроения клиентов если они не будут готовы ехать, мы примем их решение. Да, «Клуб» разрабатывает, как и все сейчас, путешествия по России. Но мы не учитываем их в финансовом планировании на ближайшие месяцы и не будем отправлять группы, пока не закончится карантин.

Методы, благодаря которым мы выжили в 2014-м, сегодня, увы, не работают

Ресторанам и кафе страшно, что вы не принесете к ним деньги завтра, нам работникам малого туризма — что потребуете незамедлительно вернуть то, что уже принесли. Все эти средства давно отправлены на оплату гостиниц, трансферов, гидов и активностей. По результатам первой волны отмен больше 40% клиентов все же оставили деньги на депозите в «Клубе», и это акт феноменального доверия. Все совершенные оплаты по зарубежным направлениям зафиксированы в валюте. С учетом курса это тоже маленькая, но победа.

Тем клиентам, кто попросил полный возврат, деньги либо уже поступили, либо придут, как только мы завершим переговоры с партнерами. Какими бы ни были результаты этих переговоров, мы стараемся вернуть все, даже если юридически можно прикрыться пунктом о «фактически понесенных расходах». Притом что средний чек на путешествия «Клуба» составляет около 237 000 рублей, а маржинальность не превышает 20-30%. Работает эта тактика или нет, покажет время, но мы получаем заявки на осенние и зимние программы, и они вселяют надежду, что нам будет куда возвращаться. Хоть повторяй известный девиз — «никто, кроме нас», не в ответе за то, сможем ли мы, когда все закончится, продолжать делать работу, которую любим.

«Нам осталось несколько недель»: как коронавирус убивает малый бизнес в России

Чернее «черного вторника»

Все мы запомнили «черный вторник» декабря 2014 года — день феерического падения рубля. Мой партнер продал свой «Пежо», тем и выплачивали зарплаты. Еще год-полтора горизонт планирования путешествий у людей держался не на привычных 6-12 месяцах, а на двух, если они вообще куда-то ездили.

Сейчас очевидными становятся две вещи. Первая: методы, благодаря которым мы выжили тогда, сегодня, увы, не работают. Разрабатывать новые направления? Ну, сами понимаете. Вторая: как и тогда, мы вдруг вспомнили, что партнерство  это не только отстаивать свои интересы, но и выкачивать воду с тонущего корабля. В конце марта в Кейптауне отменили джазовый фестиваль, на который должна была приехать группа «Клуба» во главе с Андреем Макаревичем. Наш партнер в ЮАР еще до закрытия страны на карантин уговорила организаторов, отельеров, поваров, местных музыкантов абсолютно всех — перевести средства на 2021 год и сохранила несколько миллионов рублей. Нет никаких правовых норм, по которым она должна была этим заниматься, как нет их у каждого, кто пошел нам навстречу. 

Пандемию объявили в марте, а подсчитать число бизнесов, закрытых навсегда, уже невозможно

Пожалуй, это все, что сейчас зависит от нас: затянуть пояса и сохранить клиентов. Только вот у каждого маленького, но гордого туристического бизнеса свой запас прочности. У кого-то он закончился вчера. Чтобы не закончился у остальных, государству необходимо поддержать компании, которые занимаются не только внутренним, но и выездным туризмом. Компенсировать прямые убытки. Отдельно субсидировать фонд оплаты труда. Освободить от налогов и выплат, а не дать отсрочку.

А еще помнить: поддержка нужна сейчас каждой отрасли. Пандемию объявили в марте, месяц еще не закончился, а подсчитать число бизнесов, закрытых навсегда, уже невозможно. Так дайте же нам всем шанс вернуться.

Дополнительные материалы

В противогазе в метро: удивительные кадры мира во время пандемии