К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Зумеры на бирже труда: как пандемия лишила поколение 20-летних работы мечты

Фото EPA
Фото EPA
Более 700 000 выпускников российских вузов, по оценке хедхантеров, рискуют не устроиться на желаемую работу в 2020 году. Виной тому — сокращение бюджетов, а значит и вакансий в компаниях, на фоне пандемии. Что происходит на молодежном рынке труда и смогут ли 20-летние специалисты найти себя в новой реальности?

Родион Цалкин, 23-летний студент выпускного курса НИУ ВШЭ и стажер российского офиса IBM iX (консалтинговое подразделение IBM) еще в середине февраля прошел собеседование на должность бизнес-аналитика в крупную консалтинговую компанию. В марте он получил заветный оффер с датой выхода 26 марта и уволился из IBM iX. Но Владимир Путин объявил неделю с 30 марта нерабочей, и дата перенеслась на 6 апреля, а потом смещалась еще и еще. К работе Цалкин не смог приступить до сих пор. «Сначала мне написали, что выход будут переносить на май — прислали новый оффер с открытой датой. А дальше каждые две недели после выступлений Путина или [Сергея] Собянина мы списывались с HR, и выход откладывался. Пока не очень понимаю, чего ждать», — вздыхает Родион.

Из-за коронавирусного лага в найме ему пришлось отложить дальнейшие попытки устроиться на работу, встать на учет на бирже труда и подать заявление на пособие по безработице в 20 000 рублей в месяц. «Хоть какие-то деньги, плюс помогают родители. Но если 1-2 месяца я еще как-то тянул на финансовой подушке, то до сентября уже не получится дотерпеть», — признается выпускник. Он планирует разослать резюме в несколько других компаний, «чтобы был план Б», но допускает, что работу в ближайшие месяцы может не найти вовсе.

История Цалкина не исключение, говорят опрошенные Forbes хедхантеры. По их оценкам, 30-60% российских компаний полностью приостановили наем, из-за чего от 650 000 до 840 000 молодых специалистов не смогут устроиться на желаемую  работу — на четверть больше, чем в прошлом году.

 

Молодость как конкурентное преимущество

«В результате совершенно бредовых действий наших чиновников по разрушению экономики страны на волне борьбы с коронавирусом количество новых рабочих мест в некоторых сферах снизилось почти до нуля», — заявляет в беседе с Forbes основатель сервиса по поиску работы Superjob Алексей Захаров. Восстановление, по его словам, уже началось, но активность работодателей все еще почти вдвое ниже докризисного уровня. Полного возвращения объемов и интенсивности найма Захаров ожидает не раньше следующего года. Выпускникам, которые традиционно приступают к поиску работы весной-летом, на фоне просадки рынка труда в этом году «придется очень нелегко», считает он.

«Толковых выпускников первое время надо контролировать, зато они знают программы, общаются в мессенджерах, готовы созвониться по Zoom»

Слова Захарова подтверждает и статистика HeadHunter. Количество стартовых вакансий, размещенных на сайте hh.ru, в первом квартале 2020-го уменьшилось на 34% по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорит Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления компании. Еще на старте распространения пандемии в России в марте спрос на молодых специалистов, по ее словам, стал минимальным за последние два года.

 

Другой печальный для студентов тренд — свыше 80% компаний, указавших, что численность их штата либо уже уменьшилась, либо уменьшится в ближайшие полгода, заявили, что под сокращение попали или попадут в первую очередь рядовые специалисты, стажеры и практиканты, то есть как раз студенты и недавние выпускники, предупреждает Святицкая.

Путь «охотника за головами»: как сервис HeadHunter вырос из кадрового агентства в самую горячую IT-компанию России стоимостью более $1 млрд

Не особенно рады молодым специалистам в компаниях будут еще и потому, что в условиях удаленной работы нет возможности проводить обучение кадров, считает управляющий партнер рекрутингового агентства Selecty Арсений Федоткин. Из-за этого компании чаще будут отдавать предпочтение опытным специалистам, а не выпускникам, которых «необходимо всему обучать хотя бы на первом этапе».

 

Алена Владимирская, HR-специалист и основательница «Лаборатории карьеры Алены Владимирской», с Федоткиным не согласна. По ее мнению, ключевым навыком в условиях удаленной работы стало умение работать в диджитал — то, с чем молодые кадры зачастую справляются лучше опытных. Если раньше сотрудник мог быть «на вы» с какими-то программами, не уметь работать в мессенджерах и с этим как-то мирились — «ну, подойдет сисадмин, поможет», — то сейчас, когда компании по крайней мере до сентября оставляют офисы на удаленке, такие сотрудники становятся обузой, объясняет Владимирская: «Либо они приспосабливаются за 1-2 месяца, либо их заменяют толковыми выпускниками, которых пусть и надо первое время контролировать, но они уже знают программы, общаются в мессенджерах, готовы созвониться по Zoom».

Я б в айтишники пошел

Знание диджитал-инструментов и общение в мессенджерах, однако, не помогло найти работу 21-летнему Матвею Раснеру, еще одному старшекурснику Высшей школы экономики. Еще во время учебы он устроился работать по специальности в крупное PR-агентство, но уволился, потому что не смог совмещать работу и написание диплома. В конце марта Раснер устроился на подработку SMM-специалистом в ресторан, но вступить в должность не успел — из-за коронавируса заведение обязали закрыться, а растить штат в отсутствие доходов руководство не стало. Чтобы «дождаться выхода из карантина и заняться той работой, которая соответствует ожиданиям», выпускник решил подрабатывать, выполняя домашние задания за школьников на сайте «Автор 24»: «Понятно, что это капля в море и совсем не серьезно, но что еще делать? Пиарщиком на полную занятость в крупное агентство я пойти пока не могу из-за диплома, а на часть ставки новых сотрудников в условиях кризиса компании не берут».

«Выпускник МФТИ, который два года работал по профилю в банке, сразу после получения диплома вышел на должность уровня Senior с зарплатой 300 000 рублей»

На фоне кризиса число нетрудоустроенных выпускников в 2020 году возрастет на четверть по сравнению с прошлым годом, прогнозирует HR-эксперт и автор Telegram-канала WTF_HR (около 15 000 подписчиков) Александр Маслюк. О похожих значениях говорит и Святицкая из HeadHunter: «Уровень безработицы в России среди молодых специалистов 20-24 лет в декабре 2019 года составил 15,1%. При сохранении текущих негативных тенденций к концу 2020 года он может достичь 20%». По мнению Дениса Каминского, основателя кадрового агентства для молодых специалистов FutureToday, проблема затронет только выпускников региональных или нетоповых столичных вузов: «Они часто не очень хорошо представляют себе свою карьеру. И так как у них нет четкого образа будущего, то и не совпадать реальности не с чем: «если у вас нету тёти...», — говорит он. Выпускники же топовых вузов будут по-прежнему  «очень востребованы».

Впрочем, без работы останутся только те, кто целится на определенные вакансии, не желая пробовать себя в других сферах. «Хоть какую-то работу в этом году найдут все желающие выпускники, — считает Владимирская. — Другое дело, что в большинстве случаев эта работа не будет соответствовать амбициям, отчего людям будет обидно».

Занять желаемую должность смогут только 20-30% молодых специалистов против 40% в некризисное время, оценивает Захаров из Superjob. Еще более пессимистичен Арсений Федоткин из Selecty. По его прогнозу, без желаемой работы останутся до 90% начинающих карьеру россиян. По данным Росстата, в 2020-м вузы выпустят около 934 000 специалистов (бакалавров, магистров и окончивших программу специалитета), то есть без «работы мечты», по оценке хедхантеров, рискуют остаться от 650 000 до 840 000 выпускников.

 

Похожие цифры приводит и Александр Маслюк: «Желаемая работа — понятие само по себе сильно размытое. Но наем выпускников в целом сократится процентов на 25, и количество тех, кто найдет «желаемую» работу, наверное, тоже сократится примерно на четверть по сравнению с прошлым годом».

Успешность трудоустройства, как и всегда, будет сильно зависеть от сферы, в которой хочет реализоваться выпускник. В индустрии развлечений, фитнесе, туризме, ресторанном и отельном деле, которые «чувствуют себя, мягко говоря, не очень хорошо», по мнению Федоткина, «развернется колоссальная конкуренция за места». А вот фармацевтическая отрасль, IT, продажи и курьерские службы идут в гору: они не сокращают наем и зарплаты, поэтому найти работу там можно без проблем, продолжает эксперт.

Так, выпускники-айтишники, которые имеют за плечами опыт успешных стажировок или работу по специальности, смогут рассчитывать даже на более высокие, чем прежде, зарплаты, отмечает Алена Владимирская: «Это по-прежнему рынок кандидатов — на восемь вакансий, даже несмотря на пандемию, приходится всего один соискатель. Недавно в нашей практике был кейс, когда выпускник МФТИ, который уже два года работал по профилю Data Science в банке, сразу после получения диплома вышел на должность уровня Senior с зарплатой 300 000 рублей до налогов».

«Белые воротнички — это новый черный»: как устроен HR-проект Алены Владимирской для менеджеров среднего звена

 

Выпускникам направлений, не связанных с фармацевтикой, IT и продажами, нужно быть готовыми на зарплату на 25% ниже той, на которую они рассчитывали, добавляет Владимирская.

Кадровая бойня в Zoom

И те, кто будет упорствовать в поиске работы мечты, и те, кто готов рассматривать любые варианты, столкнутся с новой реальностью отбора — онлайн-собеседованиями. Почти все компании, не приостановившие наем, перенесли общение с кандидатами в Zoom, Skype и прочие сервисы видеосвязи, объясняет Алена Владимирская. По ее словам, не используют такую практику только сложные производства (например, буровые предприятия), в которых не принято решать вопросы онлайн.

«Хоть какую-то работу найдут все желающие. Но в большинстве случаев эта работа не будет соответствовать их амбициям»

Для работодателей главным плюсом такого новшества хедхантеры называют экономию времени. «Прежде приезжал специалист в компанию, и неловко было ответить через 15 минут: «Все, уходи». Ты тратил на него час, даже если сразу понимал, что он не подходит. С видеособедедованиями эта проблема отпадает», — говорит Владимирская. Еще одним преимуществом удаленного найма эксперты считают возможность записи бесед с кандидатами и пересмотра их в процессе финального отбора.

Для соискателей же онлайн-формат отбора обернулся всеобщим равенством: раньше компании зачастую не хотели заморачиваться с приглашением на собеседования людей из других городов и априори отдавали предпочтение «домашним» специалистам. Теперь, когда собеседования переехали в Zoom, разницы, с каким городом говорить, нет. Способствует географической диверсификации и то, что около трети компаний хотя бы частично планируют остаться на удаленной схеме работы (данные портала «Работа.ру»), а значит, местонахождение кандидата перестает играть какую бы то ни было роль.

 

Пустые кухни, «ульи» для интровертов и бум коворкингов: как будет выглядеть офис после пандемии

Это, с одной стороны, увеличит шансы «умненьких выпускников» не из Москвы и Санкт-Петербурга, с другой — обострит конкуренцию на рынке труда, предупреждает Владимирская. По данным Святицкой из HeadHunter, эти тренды уже заметны: средний конкурс выпускников при трудоустройстве к концу апреля по сравнению с первым кварталом 2020-го вырос с 13 до 15 человек на место.

Как успешно пройти онлайн-собеседование?

Советы хедхантеров

  • Изучить будущее место работы: в отсутствие опыта вас будут брать за то, что вы знаете специфику компании и хотите работать именно в ней.
  • Включить в резюме все то, что может повысить вашу стоимость: релевантный опыт работы или курсовые по специальности.
  • Подготовиться к самопрезентации: записать трехминутное аудио о себе и дать его послушать близким. Собрать обратную связь и провести работу над ошибками, чтобы речь была бодрой и интересной.
  • Соблюдать дресс-код: не стоит проводить собеседование в домашней одежде. Уместной будет белая рубашка. Также стоит побриться и причесаться. На веб-камере все это не просто видно, а часто видно лучше, чем в офлайне.
  • Уделить внимание освещению и фону. Выпускнику, выходящему в эфир «из пещеры», где едва видно лицо и на заднем фоне старый диван или ковер, многие компании предпочтут того, кто говорит из комнаты с хорошим освещением и у кого на заднем плане полка с книгами или просто ровный однотонный фон. Будьте осторожны с фонами-иллюстрациями в Zoom: работодатель может не оценить, если соискатель вышел и эфир «с пляжа», «из бара» или «с Луны».
  • Собеседоваться с ноутбука в месте с хорошим интернет-соединением.
  • Не опаздывать.
  • Транслировать свой экран в сервисах видеосвязи, чтобы показать резюме или примеры работ. Рассказать, что планируете свои дела в популярном таск-трекере, умеете пользоваться Miro или другим подобным средством совместной работы (если это правда). Это покажет, что вы на «ты» с приложениями для групповой работы, и станет хорошей заявкой на победу.

25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд. Рейтинг Forbes

25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд

Фотогалерея «25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд»
25 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+