Почему россияне продолжают летать в командировки, несмотря на пандемию

Фото Сергей Савостьянов/ТАСС
Сотрудник «Шереметьево» в одном из терминалов аэропорта в период пандемии коронавируса Фото Сергей Савостьянов/ТАСС
Коронавирус лишил нас многих привычных вещей, но только не деловых поездок, считает гендиректор Aviasales Макс Крайнов. По данным поисковика авиабилетов, в половине российских компаний не было запрета на командировки внутри страны во время самоизоляции. Как пандемия изменила рынок бизнес-путешествий и сможет ли он вернуться к докарантинным показателям?

У меня две новости. Начну с плохой: объемы продаж на рынке мирового делового туризма, по оценкам профессиональных участников рынка, во втором квартале упали на 90% год к году. В деньгах это примерно 600 млрд рублей. Хорошая новость в том, что людям все-таки нужно встречаться, пожимать руки (в перчатках, разумеется) и смотреть друг другу в глаза. Это главная причина, по которой о смерти рынка бизнес-тревела говорить рано: в России около 17% компаний, несмотря на рекомендации оставаться дома, отправляли сотрудников в командировки. Хотя, конечно, человек, который отправится в деловую поездку в конце 2020-го, будет сильно отличаться от своего коллеги из 2019-го.

Упал, но не разбился

По статистике Росавиации за май, общий пассажиропоток российских авиакомпаний снизился на 91,3% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Внутренние перелеты во время самоизоляции не отменялись, но по понятным причинам тоже сдулись — падение на 84,5% за тот же май. По разным (докарантинным, конечно) оценкам, от трети до половины всех поездок приходится на бизнес. И порядка 65–75% из них — это перелеты внутри страны. За счет них рынок во время режима самоизоляции и оставался на плаву.

Людям все-таки нужно встречаться, пожимать руки (в перчатках, разумеется) и смотреть друг другу в глаза

В конце мая-начале июня мы проводили опрос среди клиентов нашего нового проекта, который помогает юридическим лицам организовывать командировки. Всего было опрошено более 100 клиентов в основном из среднего бизнеса: финансовые компании, IT, промышленники и из сферы услуг. Выяснилось, что в 17% организаций сотрудники вполне себе летают в командировки, и у половины нет формального запрета на деловые поездки. Эту активность мы видели по продажам. Во второй половине июня, когда в Москве отменили самоизоляцию, а в регионах перестали отправлять приезжих на карантин, количество проданных билетов выросло еще где-то на 60%.

Есть компании, которые просто не могут отменить офлайн. В огромном количестве бизнесов люди работают вахтовым методом: ты вынужден отправлять сотрудников на производство, иначе оно встанет. Инженеры, налаживающие станки, не могут делать это удаленно. Некоторые наши клиенты не останавливали и офлайновые переговоры. Например, ребята из компании, занимающейся производством развлекательного оборудования, ездят с презентациями из Новосибирска в Москву — их продукт сложный, его нужно показывать лично.

Двукратный рост цен на отели и 200 авиарейсов в день: как Крым и Кубань открываются для туристов

По оценкам издания Buying Business Travel Russia, в будущем от 15% до 30% деловых встреч и мероприятий останутся в онлайне, но остальные вернутся в офлайн при первой же возможности. Хотя бы потому, что удаленка работает не для всех. Какие-то функции действительно имеет смысл переводить в онлайн, но личное общение довольно сложно заменить другими инструментами. И его дефицит со временем может привести к тому, что компания просядет — где-то не родится инновационная идея, кто-то вовремя не обновит бизнес-модель. Люди, которые это понимают, все равно будут летать.

Назад в 2016-й

Недавно мы запустили Индекс активности российских путешественников, который в режиме реального времени сопоставляет данные о всех совершенных бронированиях за последние годы с актуальным спросом и докарантинными прогнозами на 2020-й, основанными на математической модели. Уже с середины июня его значение в России не опускается ниже девяти баллов из десяти возможных, а значит, люди снова летают.

Но рынок делового туризма откатился на несколько лет назад. Buying Business Travel Russia делало обзор зарубежных исследований: по их оценкам, в 2021-м заказы на бизнес-поездки будут на уровне 2016-го, или примерно на 15% ниже уровня 2019-го. По оптимистичным прогнозам, к 2022-му объем российского рынка достигнет уровня 2019-го. Но нет гарантии, что это произойдет и за 3-4 года.

Текущий кризис показал, что глобализация в том виде, в котором существовала, нежизнеспособна. Что произошло в первую очередь? Началась пандемия, закрылись границы, в том числе между странами Европы. Этот опыт определенно изменит паттерны поведения людей, мы вполне можем получить снижение международной экономической активности. Каждая страна сейчас цепляется за внутренние ресурсы и компетенции, за какую-то экономическую независимость. И Россия тут, кстати, в хорошем положении со своей огромной территорией и с колоссальным потенциалом роста на внутреннем рынке.

С глазу на глаз

Анализируя оживающие зарубежные рынки, я наблюдаю два тренда, которые, скорее всего, останутся с нами в новом мире. Первый: в самолетах умирает бизнес-класс. Очевидно, это во многом связано с экономией бюджетов на командировки. Это уже четко видно на Западе, особенно в США — стране номер один по деловым перелетам. Соответственно, принимая решение о командировке, нужно будет учитывать, что лететь придется экономом. Не каждый к такому готов, а значит, будет разбираться с задачей удаленно, отдавая себе отчет в том, что потеряет какое-то количество спонтанных контактов. В майском опросе Aviasales, на который я уже ссылался, только 18% компаний собирались оставить расходы на бизнес-поездки на прежнем уровне, а большинство (51%) будут резать косты.

На подавляющее большинство конференций люди ездили или пообщаться, или чтобы имитировать бурную деятельность

С этим связан второй тренд: летают теперь меньше. Необходимость поездки нужно будет хорошо обосновать (в случае с топ-менеджерами — для самого себя). Вообще бизнес-тревел — несколько гламуризованная область. Наверное, скажу страшную вещь, но на подавляющее большинство конференций люди ездили в лучшем случае пообщаться, а в худшем — потому что надо было имитировать бурную деятельность и для этого был бюджет. Скорее всего, такого рода конференции 2020-й не переживут.

Крупные мероприятия восстановятся, но не в полном объеме. Удивлюсь, если в 2020-м даже на такое масштабное мероприятие, как туристская ярмарка ITB Berlin, приедет хотя бы 100 000 человек (обычно на нем присутствует минимум 150 000). В любом бизнесе есть определенные неэффективности, и они теперь будут лучше проанализированы. Особенно это касается конференций и прочих сборищ.

А вот с личными переговорами все наоборот. Есть подозрение, что к концу года мы прочитаем огромное количество статей на тему «Как мы не справились с удаленной работой». Сейчас возможен некоторый перекос в сторону удаленки — не потому, что это эффективно, а потому что это новый flavor of the month («хит сезона»): «Давайте все работать дистанционно, а кто не умеет, тот плохой работник». Со временем это пройдет, и даже те «недальновидные» компании, которые повелись на тренд, от него откажутся и в той или иной степени возобновят бизнес-поездки.

Резюмируя. Вызванный пандемией кризис дал всем нам серьезный повод задуматься о целесообразности части деловых поездок. Рынок бизнес-туризма отброшен по объемам на несколько лет назад. Однако необходимость решать множество рабочих вопросов от настройки оборудования до переговоров никуда не делась, поэтому рынок жив и будет жить. Мы это видим по тому, как растет количество бронирований авиабилетов для бизнеса. Пока по России. Но только пока.

Дополнительные материалы

От Владивостока до Алтая: куда можно поехать в отпуск в России и сколько это будет стоить