Как мы обманываем себя, пытаясь быть эффективными

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Часто в погоне за рабочими подвигами топ-менеджеры и предприниматели жертвуют «незначительными» делами — общением с семьей, спортом, хобби, отказывают себе в удовольствии поваляться в кровати подольше. Все это на самом деле приводит к упадку сил и, как следствие, проблемам с карьерой, уверены эксперты Harvard Business Review

Forbes публикует отрывок из издания «Настольная книга лидера: Как управлять собой, вдохновлять команду и вывести компанию на новый уровень», посвященный тому, как правильно распределять свое время, почему работа не должна быть единственным приоритетом в жизни и как забота о себе делает нас эффективнее (а не наоборот, как принято думать).

Авторы книги — консультанты с многолетним опытом и эксперты научно-популярного журнала о бизнесе и менеджменте Harvard Business Review Рон Ашкеназ и Брук Мэнвилл — поговорили с топ-менеджерами Федерального банка, медиакомпании Thomson Reuters, фонда Ford Foundation и других компаний и на примерах из практики рассказывают, как разработать конкурентоспособную стратегию компании, сформировать выдающуюся команду, достигать поставленных целей, внедрять инновации и управлять собой.

Книга выйдет в июле в издательстве «Альпина Паблишер».

Заботиться о себе

Топ-менеджеры, с которыми мы беседовали, открыто говорят о том, как трудно сохранить собственное благополучие при всем давлении и потрясениях, с которыми связана их непростая работа. Многие упоминают о том, как среди постоянных проблем на работе сложно найти время, чтобы просто подумать. Одни жалуются на то, что их питание, здоровье и физическая выносливость страдают от многочисленных поездок и работы до поздней ночи из-за постоянных дедлайнов или клиентских запросов. Другие разочарованы тем, что из-за постоянной нехватки времени они не могут делать для общества столько, сколько хотели бы. И очень часто можно слышать от лидеров, как им трудно находить достаточное время на общение с семьей и другие значимые для себя дела.

Если вы вымотаны, разочарованы, не занимаетесь собой, то люди и дела, которые зависят от вас, тоже будут страдать

Вы вкладываете огромные усилия в построение вашей организации и штата сотрудников. Так кто же позаботится о вас, чтобы вы не сгорели на работе, не заболели и не разрушили свою жизнь? Если вы вымотаны, разочарованы, не занимаетесь собой и тем, что для вас важно, люди и дела, которые зависят от вас, тоже будут страдать. Возможно, у вас есть любящий партнер дома, который всегда поддерживает вас эмоционально, и умница-помощник на работе, который не дает вам выбиваться из графика, но они не могут дать вам все, что необходимо. Чтобы быть эффективным лидером, вы должны сами заботиться о себе.

Персональные стратегии

Какие персональные стратегии у вас есть (или вам нужно разработать), чтобы быть продуктивным и энергичным лидером? Определение «персональные» предполагает, что эти стратегии должны хоть в какой-то степени соответствовать вашим предпочтениям и потребностям. Здесь, конечно же, тоже нет универсальной парадигмы. Но мы можем выделить несколько общих рабочих подходов, которые применяют известные нам лидеры для повышения своего собственного благополучия. В этих и многих других случаях способы поиска этого благополучия вырабатываются самими лидерами: нужно понять, что для вас важно, поставить цели и выдвинуть идеи о том, как их достичь (иногда при участии коллег, родных и способного помощника — или всех вышеперечисленных), а затем установить механизмы и правила, которым вы будете следовать. Вы должны сознательно подходить к тому, что вы делаете, но при этом некоторые ваши поступки могут быть интуитивными — поэтому так важно знать себя. Если вы можете разобраться, кто вы, каковы ваши личные приоритеты, что для вас важно и что бы вы хотели улучшить в себе, то тогда забота о себе станет еще одной вашей целью и дополнительным источником вашего развития как лидера.

Чтобы вы могли выработать свой собственный режим, давайте рассмотрим ряд принципов, которые применяют лидеры для того, чтобы защищать и обновлять себя.

Рационализируйте стандартные взаимодействия

Чтобы избежать дублирования и минимизировать неизбежные неприятности повседневного менеджмента, не нужно тратить время на повторное изобретение существующих процессов или подбор деталей для задач, которые возникают неоднократно в вашей работе. Например, чтобы сохранить сосредоточенность и эффективно распределить время, Джейн Киркленд из State Street Corporation ввела регулярную стандартизированную отчетность по каждой из инициатив, которые она курировала. Она также настаивала на том, что спорные проблемы или вопросы должны рассматриваться только на совещаниях, посвященных конкретно им, чтобы они не нарушали распорядок других встреч и не отнимали время. Стэн МакКристал разработал четко структурированную и постоянную повестку дня ежедневных глобальных брифингов для тысяч участников его сети по борьбе с терроризмом. Схема помогала всем делиться информацией в строго установленном объеме, а самому МакКристалу — играть роль лидера и инструктора, будучи свободным от необходимости регулировать процесс в приказном порядке.

Распределите свое рабочее время

Многие успешные лидеры специально разделяют свои графики на отдельные части, чтобы избежать фрагментации в решении задач. Руне Олав Педерсен, президент и генеральный директор норвежской компании PGS, рассматривает запросы своих более молодых коллег в строго отведенные часы и отказывается от участия в любых совещаниях, на которых его присутствие не является совершенно обязательным. Многие знакомые нам лидеры регулярно выделяют время только для себя и не принимают звонков и не участвуют во встречах до 9 утра, чтобы заняться размышлениями, записями или заботой о личной продуктивности, например планированием дня или анализом прогресса в достижении ключевых целей деятельности.

Распределите ваше время вне работы

Как и многие другие, кто хочет всегда помогать обществу, Доминик Бартон из McKinsey регулярно выделяет время для работы на другие организации и поручает своему помощнику организовать его ежегодный календарь дел с учетом этого. Другие применяют подобный подход для сохранения родственных связей. Энн Малкахи объясняла своим коллегам и подчиненным в Xerox, что за исключением действительно критических ситуаций они не должны звонить ей по выходным, когда она проводит время дома, со своим мужем и детьми. Постепенно она смогла успешно обозначить и поддерживать эти границы, хотя для этого ей пришлось привыкнуть делегировать часть своих обязанностей. Тамара и Джон Лундгрены — супруги, занимающие посты гендиректоров в разных организациях, — стараются проводить каждые выходные вместе, прилагая все усилия к тому, чтобы бизнес-встречи с подчиненными и клиентами проходили только в рабочие дни, пусть даже по вечерам.

Упростите и расставьте приоритеты в процессе принятия решений

Мозг, которому приходится слишком часто выбирать и обрабатывать слишком много информации, устает — точно так же, как устанут мышцы ваших рук, если вы попытаетесь отжаться слишком много раз за час. В статье «Скука продуктивна» (Boring Is Productive) Роберт Поузен, делая выводы из своего исследования, вспоминает историю Барака Обамы, который всегда носил либо серый, либо синий костюм, чтобы «свести выбор к минимуму» и сосредоточиться на более важных решениях, которые он должен был принимать в течение дня. От других успешных топ-менеджеров, сталкивающихся с той или иной проблемой, можно часто услышать: «Это не я должен решать» — потому что этим может заняться кто-то другой, имеющий более непосредственное отношение к проблеме, или результат не так важен в сравнении с затратами, требующимися для вынесения верного решения. Попробуйте применить тот же подход правильной расстановки приоритетов к другим решениям и запросам. То, что вы лидер, еще не означает, что вы должны решать абсолютно все сами.

Найдите занятия, восстанавливающие энергию

В последнее время ученые все больше внимания уделяют важности личной энергии в лидерстве, а также коллективной энергии организации в целом. Это может казаться чем-то не слишком конкретным, но энтузиазм и энергия (как физическая, так и психологическая), с которыми вы беретесь за дело и которые распространяете на других, могут суще- ственно повлиять на результат, о чем говорят в своей классической статье из HBR «Управляйте энергией, а не временем» (Manage Your Energy, Not Your Time) Тони Шварц и Кэтрин Маккарти. Неудивительно, что наиболее эффективные лидеры специально разрабатывают и включают в свои графики определенные ритуалы или виды деятельности, которые помогают восстановить энергию и задать ритм окружающим.

Для многих лидеров это зарядка, которую они проделывают каждый день независимо от графика или поездок (так поступают Джон Мартин, Стэн МакКристал, Энн Малкахи и многие другие известные нам лидеры), или что-то более простое, например медитация в первый час рабочего дня до формального открытия офиса, какие-то иные ментальные практики или просто прогулка в солнечный день во время обеденного перерыва.

Чтобы быть эффективным лидером, вы должны сами заботиться о себе

Некоторые стратегии накопления и восстановления энергии для лидеров основаны на выборе занятий. Если выполнение определенных задач или проведение каких-то совещаний отнимает у вас слишком много сил, подумайте, можете ли вы поручить это кому-то другому или вообще вычеркнуть такие задачи и совещания из своего графика (понимаем, что иногда это невозможно, но по крайней мере попробовать стоит). Роджер Фергюсон из TIAA делегирует некоторые из административных обязанностей не только потому, что знает о том, что справляется с ними хуже, чем со стратегической работой, но и потому, что это отнимает у него слишком много энергии, которую, как он чувствует, лучше использовать в тех сферах деятельности, где он может оказать больше влияния. Кроме того, старайтесь включать в свой график ту работу, которую вы действительно любите выполнять. Доминик Бартон даже в период своей крайне напряженной работы на посту глобального управляющего партнера McKinsey настаивал на личном обслуживании некоторых клиентов, «потому что это помогало мне не терять связи с сутью нашей стратегии, а также заниматься решением насущных проблем, от чего я получал истинное удовольствие».

Достижение жизненного баланса

Все эти стратегии помогают лидеру улучшить свое личное благополучие и эффективность, но большинство топ-менеджеров также говорят о том, что заботиться о себе нужно не только для того, чтобы повысить продуктивность работы. В конечном итоге забота о себе предполагает, что вы должны понимать, как ваша работа соотносится с остальной вашей жизнью. Как вы расставляете приоритеты между зачастую противоречащими друг другу личной, профессиональной и общественной сферами? Как лучше всего сочетать их и достигать некоей холистической гармонии между ними?

Как мы уже говорили, четко определить ваши личные приоритеты — это всегда хорошее начало. Каждый лидер должен разобраться, что действительно важно для него и как правильно распределять свое время. Если вы считаете и ведете себя так, как будто для вас все — работа, семья, личностный рост или интересы, духовная жизнь и т. д. — одинаково важно, вы фактически говорите, что у вас нет никаких реальных приоритетов.

Старайтесь включать в свой график ту работу, которую вы действительно любите выполнять

В статье «Как повседневные решения влияют на ваше счастье» (How Trivial Decisions Will Impact Your Happiness) Рон пишет о том, что неизбежное давление, которое вы начинаете испытывать на работе по мере того, как приближаетесь к успеху, заставляет вас раз за разом поступаться чем-то, не связанным с работой: вы пропускаете школьный концерт ребенка, отказываетесь от церковного или семейного мероприятия, в котором обещали участвовать, и т.д. Это нормально лишь в том случае, если именно так вы сознательно решили распределить свое время. Но, возможно, постоянные компромиссы вас не слишком устраивают. Можете ли вы честно ответить, как вы к этому относитесь? Сможете ли вы более твердо и сознательно подойти к определению и осуществлению ваших приоритетов?

Многим лидерам не удается честно признаться себе, в чем состоят их истинные приоритеты. У вас как лидера есть право — и обязанность — выбирать соотношение различных сфер вашей жизни. Но вы должны разобраться в том, чего же вы действительно хотите. Глядя в зеркало, беседуя с инструктором из числа руководителей или записывая цели в ваш собственный жизненный план, честно ответьте на следующие вопросы: 1) «Какого баланса между личным и профессиональным успехом я хочу достичь?»; 2) «Если мне действительно придется выбирать, что будет для меня более важным? Почему?»; 3) «Какие конкретные цели в каждой из этих сфер у меня есть?»; 4) «Что я думаю о сознательных компромиссах между ними?».

Когда вы сформулируете ваши ответы (и сможете сказать, что они честны и будут проявляться в том, что вы действительно делаете), приступайте к разработке прагматических стратегий достижения этих целей. В каких-то случаях ваши стратегии могут быть простыми правилами, касающимися основных ситуаций, когда на первом месте должна быть семья, а когда, наоборот, работа (с обоснованиями того, когда допустимы исключения). В других вы должны соотнести ваши приоритеты со структурированным графиком или набором обязанностей, которые вам стоит регулярно пересматривать вместе с вашим инструктором или наставником. Но при любом подходе главный шаг — определить ваши цели и составить конкретный, пусть даже самый простой, план, чтобы взять на себя ответственность за их достижение. Неудивительно, что многие умные люди изучали вопрос правильного баланса или более полной интеграции различных целей в жизни и работе. 

Интеграция: тотальное лидерство

В статье «Будьте лучшим лидером, живите насыщенной жизнью» (Be a Better Leader, Have a Richer Life) Стюарт Фридман предлагает схему из четырех «доменов» жизни: работа, дом, общество и «Я» (то есть разум, тело и душа). Это вполне соотносится с тем набором проблем, о которых мы постоянно слышали от лидеров.

Фридман утверждает, что лидеры должны стремиться не к бинарному балансу «работа — жизнь», а к тотальному лидерству путем динамической интеграции всех четырех доменов. Он рекомендует лидерам следовать единому процессу решения задач и проведения экспериментов. Вначале вы должны поговорить с ключевыми фигурами из каждого домена (на работе — с коллегами и подчиненными, дома — с членами вашей семьи и так далее). На основании этих бесед вы должны понять, кто вы такой и что для вас важно. Затем определите персональные цели и оцените ваш уровень удовлетворенности тем, как вы достигаете их сейчас. Затем, в течение некоторого времени, развивайте новые традиции, используйте новые возможности или инициируйте какие-то еще перемены в жизни, которые помогут вам в достижении поставленных целей в каждом из четырех доменов.

Мозг, которому приходится обрабатывать слишком много информации, устает — так же, как мышцы ваших рук, если вы попытаетесь отжаться слишком много раз

По мере того как ваши эксперименты будут становиться все более успешными, вы сможете найти больше возможностей, чтобы унифицировать виды деятельности и цели во всех четырех доменах, и начнете достигать лучшей гармонии личной и профессиональной жизни. Фридман подчеркивает, что успех в любом из четырех доменов может способствовать успеху в других. Например, практикуя ваши лидерские навыки в обществе — во взаимодействии с людьми, обладающими разными талантами и характерами, вы сможете более эффективно строить отношения и на рабочем месте.

Эндрю Геци, генеральный директор Terra Firma, с которым мы уже встречались ранее, описывает схожий подход, который он использует для заботы о себе на протяжении многих лет: «Раз в год я сажусь и рассматриваю пять измерений моей жизни: личное здоровье, отношения с родными, отношения с друзьями, вклад в общество и достижения на работе. Я делаю это уже давно и каждый год стараюсь принять сознательное решение о том, куда вкладывать больше или меньше времени и энергии и на какие компромиссы мне, возможно, придется пойти. Затем я делюсь своими мыслями и обсуждаю эти пять сфер с парой близких друзей и наставников. Идеального пятиугольника никогда не получается, и от года к году он меняется — в зависимости от того, что происходит с моей семьей, на работе или с моим здоровьем. Эта схема несовершенна, но она придает необходимую структуру моим размышлениям и помогает скорректировать мои приоритеты в разные моменты жизни».

Установление курса: измерьте вашу жизнь

В своей эпохальной статье «Как измерить жизнь?» (How Will You Measure Your Life?) знаменитый гарвардский стратег Клейтон Кристенсен предлагает несколько другую, но также полезную схему. Кристенсен советует лидерам определить ряд важнейших показателей, свидетельствующих о жизненном успехе в целом. Он сосредотачивается на трех вопросах: «Как я могу быть счастлив в своей карьере?», «Как я могу гарантировать, что мои отношения с родными будут постоянным источником счастья?» и «Как я могу сделать свою жизнь цельной?». Установив и целенаправленно осуществляя стратегию по каждому из них (почти так же, как при управлении организацией), вы сможете достичь наивысшего возможного результата в каждой сфере, считает Кристенсен.

Какими бы ни были ваши цели и предпочтительная степень интеграции работы и личной жизни, забота о себе должна быть для вас не менее важной, чем другие элементы лидерства. Не забывайте об этом!

Дополнительные материалы

25 лучших компаний для женской карьеры. Рейтинг Forbes Woman