К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Сесть и подумать: зачем менеджеру заниматься рефлексией

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Большая часть неприятностей возникает, потому что мы не находим пяти минут в день, чтобы молча посидеть и подумать. Мы привыкли что-то делать и куда-то бежать. Действие — вот что ценится всеми. Но не стала ли повышенная активность нашим «наркотиком», который позволяет забыть про истинные желания и стремления?

Есть расхожая фраза, что мы учимся на опыте. Вот только опыт сам по себе нас ничему не учит, учит нас рефлексия по поводу этого опыта.

Слово «рефлексия» стало трендовым в последние несколько лет, и оно в некотором смысле напоминает слово «проза» — его тоже не все знают, но разговаривают прозой, причем с раннего детства. Рефлексия — это обратная связь самому себе, осмысление действий, событий и наших чувств.

Это не чисто менеджерский инструмент — он доступен и полезен всем, прежде всего потому, что он может помочь снизить стоимость личной ошибки. Цена ошибки человека, переводящего через дорогу 30 человек, выше цены ошибки человека, переходящего дорогу в одиночку. И рефлексия тут — возможность вовремя остановиться, удостовериться, точно ли надо переходить дорогу именно в этом месте и именно сейчас и нужно ли ее вообще переходить.

 

Как мы обманываем себя, пытаясь быть эффективными

В основе рефлексии — умение задавать вопросы самому себе. Я, например, плохо разбираюсь в изобразительном искусстве, но понимаю, что хороший искусствовед помогает мне тем, что он задает вопросы и подталкивает начинать думать: что главное в этой картине,  чем она отличается от других, что ее относит к этому периоду и отличает от других картин художника. И эти вопросы — самое главное в процессе рефлексии:

 
  • Что произошло со мной вчера важного, заслуживающего внимания?
  • Как это ложится в мой ценностный ряд?
  • Что это было в сравнении с прошлым опытом?
  • Какие чувства я при этом испытал, скрываю ли я их от себя и почему?
  • Что важного я могу вынести из этого опыта?
  • Как я поведу себя в следующий раз в подобной ситуации?

Большая часть неприятностей в нашей жизни возникает, потому что мы не находим пяти минут в день, чтобы молча посидеть и подумать. Мы привыкли что-то делать и куда-то бежать. Иногда, когда я откладываю какое-то дело и начинаю о чем-то думать, то ловлю внутреннее ощущение, что теряю время. Это происходит по двум причинам: во-первых, в каждом из нас живет деятель, мы оцениваем себя по количеству сделанного, а во-вторых, на более глубинном слое мы боимся оставаться с собой наедине, потому что приходим  к сложным и неприятным вопросам. Возможность не отвечать на них, а «заняться делом» — это один из самых легких excuse, за который мы хватаемся.

Поэтому чаще всего первой реакцией на предложение  сесть и порефлексировать становится мысль, что это просто  потеря времени. Ты смотришь то в дневник, то на часы и пытаешься думать. И честно даже пытаешься анализировать вчерашний день, а одновременно с этим идет второй слой мыслительного процесса, более саркастический: «Ну что, придумал уже? Стал мудрее? Где эти озарения, которые обещали? Может быть, это все помогает другим, более одухотворенным и менее конкретным, а мне лучше пойти поработать?» Такие мысли нужно пережить, пересидеть.

Требуется терпение и интерес. Они нужны, чтобы сойти с дороги, слезть со своего велосипеда, выйти из машины или ракеты и посмотреть на себя со стороны, задать себе важные вопросы. Самое сложное — добиться объективности в этом разговоре с самим собой. Не сглаживать острые углы, но и не хлестать себя плеткой, научиться смотреть на себя чуть отстраненно, без бинарных оценок, с симпатией.

 

Один из приемов — выделять отдельный промежуток времени, чтобы не смазывать это с остальными событиями дня. Рефлексия не что-то эпическое, что можно позволить себе два раза в год по праздникам. Это гигиеническая привычка, которую ты вскоре начинаешь делать на автомате. Когда ты садишься осмыслять событие, то не должно быть никакого образа результата. Для меня это было дико: ты ответственный человек, ты тратишь пятнадцать минут в день на какое-то действие и даже не знаешь, как выглядит результат. Оказывается, не надо предвидеть, что ты получишь. Твои мысли могут  двинуться в необычную сторону, которая (без гарантий) может оказаться поучительной для тебя.

Как правильно мотивировать менеджеров среднего и низшего звена

Мы чаще рефлексируем по поводу отрицательных событий, чем положительных. Так устроена психика: на угрозы мы реагируем острее и быстрее, это помогло нам выжить как виду, но рефлексия по поводу побед (спокойная, без самопоглаживания) не так уж и бесполезна. На мой взгляд, мы уделяем незаслуженно мало внимания этому виду рефлексии. Важно дисциплинировать себя в начале, а потом уже получать удовольствие от процесса. Как от утренней гимнастики, чистки зубов или медитации (ненужное зачеркнуть). Рефлексии полезно иногда перечитывать, чтобы прочувствовать динамику изменений. Это получается у меня пока плохо — я практически не читаю свои тетради с рефлексиями, которые веду уже четыре года.

Я не слышал про доказательные исследования, что рефлексия может повысить эффективность нас как менеджеров или сделает более добрым или более мудрым человеком. Это вопрос веры и личного выбора. Поэтому я могу говорить только о себе и о своем опыте. Я долго не мог понять в жизни, что можно с радостью выполнять тяжелые вещи. Что можно получать удовольствие от того, что ты делаешь. Что можно не делать то, что тебе не нравится, и не общаться с теми людьми, которые тебе не нравятся. Можно не работать на той работе, которая тебе не нравится. Можно не врать самому себе, и это делает твою жизнь лучше. Полагаю, что и рефлексия помогла мне в этом. В какой-то мере.

Преуспеть в условиях хаоса: ключевые навыки топ-менеджера

Преуспеть в условиях хаоса: ключевые навыки топ-менеджера

Фотогалерея «Преуспеть в условиях хаоса: ключевые навыки топ-менеджера»
8 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+