К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Как инженер-ядерщик с русскими корнями придумала «умную» карту деловых связей и попала в список Forbes

Фото DR
28-летняя Екатерина Парамонова попала в рейтинг «30 до 30» американского Forbes. Большую часть жизни она прожила в США, где отучилась в MIT, но успела пожить в Швейцарии и Гане, а потом вместе с партнером Ержаном Каратаевым из Казахстана запустила стартап Centrly, который работает на основе искусственного интеллекта и помогает деловым партнерам из разных сфер и стран находить друг друга. Продуктом уже заинтересовались крупный игрок в сфере альтернативной энергетики и несколько американских акселераторов

Среди 600 номинантов глобального рейтинга «30 перспективных деятелей до 30 лет» по версии американского Forbes встречаются люди с вполне российскими именами. Например, Катя Парамонова, соосновательница стартапа Centrly, которая родилась в российской семье, и ее партнер Ержан Каратаев — уроженец Казахстана, который недавно перебрался в Японию. 

Работая по найму, Катя заметила, что компаниям часто трудно выйти на нужного специалиста, а стартапы не понимают, в какой фонд им разумнее обращаться в поисках инвестиций. И решила придумать систему, которая будет создавать такие деловые связи автоматически, подсказывая, как лучше построить нетворкинг. 

Из Сибири с идеей: как 28-летняя уроженка Ямала придумала платформу для фотосессий и попала в список Forbes

 

Знакомый свел ее с программистом японской IT-компании Rakuten Ержаном Каратаевым, который тоже загорелся идеей и взял на себя функцию разработки. За восемь месяцев существования проект успел выполнить два бесплатных заказа для компании в сфере альтернативной энергетики и американского акселератора и заключить два коммерческих контракта на общую сумму $4500. В 2021 году основатели планируют доработать технологию, а к 2022-му получить $3,6 млн выручки. 

Повсюду иностранка 

Нетипичную для девушки профессию инженера-ядерщика Катя Парамонова выбрала «по зову крови» — ее дед был задействован в ликвидации последствий чернобыльской зоны после аварии в 1986-1988 годах, а отец Дмитрий Парамонов, тоже инженер по ядерной технике, по приглашению исследовательского университета Нью-Мексико в начале 1990-х отправился с женой Вероникой, IT-разработчиком, в США, где и осел. В городе Альбукерке штата Нью-Мексико родилась Екатерина. Учиться она пошла по стопам отца и деда на факультет ядерной инженерии Массачусетского технологического института (MIT).

Спустя 20 лет после переезда в Америку родители Парамоновой «по зову сердца» вернулись в Россию — ее отец Дмитрий Парамонов сейчас занимает должность руководителя проектного офиса по развитию продукта АЭС в «Росатоме», мать с 2014 по 2017 год работала главой IT-департамента в «Поликлинике №1» при Управлении делами президента, сейчас изучает облачные технологии и ищет работу. Екатерина тогда была на третьем курсе MIT и уже успела в рамках одного из учебных проектов побывать в Гане и в России, где проходила летнюю стажировку в университете МИФИ и навещала родственников. Но поехать за родителями не захотела. 

Окончив бакалавриат в 2013-м, Катя поступила в магистратуру MIT по своей же специальности. Но задержалась там всего на несколько месяцев: «Я поняла, что программа очень похожа на то, что я уже проходила, поэтому бросила обучение. Подумала, что мне интересно все-таки какое-то время пожить и поработать в другой стране».

Один из профессоров Массачусетского института Эдвард Кроули, с которым была знакома Парамонова, еще в 2011 году по приглашению фонда «Сколково» стал президентом и первым ректором Сколковского института науки и технологий («Сколтеха»). Он пригласил Екатерину в Россию на позицию проектного менеджера (в «Сколтехе» работу Парамоновой на этой позиции подтвердили). Оставаться надолго в России, впрочем, она не планировала — хотела переехать в Европу и получить там магистерскую степень. В конце 2014-го Катя уволилась из «Сколтеха» и поступила в Федеральную политехническую школу Лозанны, на два года перебравшись в Швейцарию.

 

«Ощущение, что медицинская система создана, чтобы угробить человека». Онколог из рейтинга Forbes об оттоке мозгов, выгорании и идеальных врачах

Но на месте ей все равно не сиделось: перед поступлением в Швейцарию и во время обучения Катя дважды съездила в Индию как турист и на трехмесячную летнюю стажировку в компанию-поставщика солнечной энергии Simpa Energy (сейчас входит в состав французского энергетического гиганта ENGIE). Эти поездки «изменили ее жизнь»: Екатерина поняла, что «научилась и наработалась» и хочет запустить собственный бизнес. 

Стартапер из кладовки

В поисках бизнес-идеи Катя вспомнила о сложностях в сотрудничестве людей и компаний из разных стран, на которые она обращала внимание во время работы и учебы. Так, однажды Парамонова помогла запуску совместного проекта MIT и МИФИ, просто познакомив специалистов двух институтов. «То, что дело сдвинулось с мертвой точки, когда я просто лично связала людей, показалось мне смешным, — вспоминает она. Я представила, насколько много таких случаев и насколько медленно развивается потенциальное сотрудничество между компаниями из-за этого». По ее словам, люди по крупицам собирали информацию из LinkedIn, через «холодный» поиск в Google и даже если находили компанию, к которой хотели обратиться, стучались часто не к тому человеку, которого мог бы заинтересовать запрос. «С этим надо было что-то делать», — заключила Катя. 

Ержан Каратаев
Ержан Каратаев

В процессе подготовки магистерской дипломной работы в Швейцарии она изучала социально-сетевой анализ подход в программировании, который позволяет найти самые короткие связи между двумя людьми в их сети (например, в компании). Программы, используемые для такого анализа (например, Gephi), визуализируют связи «графами»: каждая точка изображает компанию или человека, а ребро между двумя точками отношения между ними. «Этот подход активно использовался в Facebook, в LinkedIn [чтобы рекомендовать пользователям потенциальных друзей]. Для меня было странно, что его не применяли, чтобы наладить сотрудничество между компаниями и потенциальными партнерами, между акселераторами и стартапами или для анализа связей внутри компании», — говорит предпринимательница.

На рынке проблему поиска партнеров в широком смысле уже тогда решали и другие игроки — Pitchbook, Crunchbase, Angel.co, LinkedIn, CBInsights, Tracxn и другие. «Но они предоставляли информацию разрозненно: кто-то позволял искать компании, кто-то стартапы, другие следить за связями внутри компании. Centrly поставил амбициозную цель: собрать воедино элементы многих систем и сделать универсальное решение, что сложно, но выполнимо. Запрос на это точно есть», — говорит инвестиционный директор AltaIR Capital Дмитрий Фирскин.

Мелодия успеха. Как автор саундтрека к «Ведьмаку» попала на вершину Billboard и в рейтинг Forbes

В 2017-м Парамонова наметила план: найти партнера-программиста и вместе с ним разработать систему для налаживания деловых связей на основе метода анализа социальных сетей. На создание прототипа, по ее подсчетам, нужно было несколько десятков тысяч долларов. Таких денег у нее не было, а сторонние инвестиции до проверки работоспособности идеи она привлекать не хотела. Поэтому решила копить по знакомству устроилась на работу тестировщиком программ в компанию — производителя индустриальных роботов Vecna Robotics. Там Парамонова проработала около двух лет. Благодаря тому, что все это время Катя арендовала со знакомыми дом или квартиру, в которых занимала самую маленькую и дешевую комнату, она смогла накопить около $60 000. «Мой муж называет эти комнатки кладовками — там были только кровать, стол и встроенный шкаф. Кто знает, чем эти комнаты служили прежде, но похоже, что они могли быть кладовыми или складскими помещениями», — говорит Катя. По словам Парамоновой, ей предлагали более высокие позиции в Vecna Robotics, но ей это было неинтересно — как только удалось накопить необходимые для запуска средства, она уволилась. 

Полезные связи 

Следующим шагом стал поиск команды. Парамонова записалась на открытую онлайн-программу акселератора Y Combinator, в ходе которой стартаперы делились идеями своих проектов и давали друг другу советы в мини-группах. Там познакомилась с Эльдаром Ахметгалиевым, уроженцем Казахстана, который запустил в Кремниевой долине проект MOCAP Analytics (дает доступ к массиву данных о технико-тактических действиях игроков во время спортивных матчей) и продал его компании по сбору и обработке спортивных данных Sportradar. Ахметгалиев свел Катю с 26-летним разработчиком Ержаном Каратаевым, который до недавнего времени дистанционно работал в MOCAP Analytics из Алма-Аты.

В 2017-м после продажи MOCAP Analytics Sportradar Ержан уволился из проекта и около года фрилансил. Затем вместе с женой решил «искать себя»: на шесть месяцев уехал из Казахстана, чтобы по неделе пожить в разных городах. Параллельно проходил онлайн-собеседования и в итоге устроился разработчиком в компанию Rakuten — японский аналог гиганта Amazon (в 2018 году доля Rakuten на японском рынке составляла 20,1% против 20,2% у Amazon). Каратаев живет в Японии и работает в Rakuten и сейчас.

Ахметгалиев познакомил Ержана и Катю в начале 2020 года, представив Парамонову как «очень интересную девушку, которая собирается делать инновационный стартап и в которую он верит», вспоминает Каратаев. Он тоже задумывался об участии в стартапе, поэтому согласился присоединиться к запуску. «Я сам лично с проблемой поиска партнеров не сталкивался, но мне показалось, что она действительно есть. И подход, который Катя предлагала [на основе метода анализа социальных сетей], имел хорошие шансы на успех», — говорит Ержан.

 

Шестилетний миллионер, фигуристка Косторная и сын миллиардера Фридмана: самые молодые участники рейтинга Forbes «30 до 30»

Первым делом Каратаев разработал схожую по принципу работы с Gephy платформу, в которую можно было загрузить данные о компаниях и получить визуализацию всех их связей. Кругами обозначались игроки рынка, ребрами между ними отношения (поставщик, инвестор, партнер, клиент и пр.). К карте связей добавили фильтры: можно было настроить, к примеру, отображение только инвестиционных партнерств. При нажатии на каждый круг открывалось описание компании.

Такой прототип был готов в середине 2020-го. На создание партнеры потратили около $10 000-15 000 из накоплений Парамоновой. Проект назвали Centrly, юрлицо Centrly Inc. Парамонова зарегистрировала еще в 2019 году. Пока оно полностью принадлежит ей. Поделиться долей с Каратаевым она планирует после привлечения первых инвестиций, пока что они оба работают «ради будущего профита» и не платят себе зарплат. 

Карта рукопожатий 

Летом партнеры запустили сайт Centrly, где разместили описание проекта и демоверсию программы, которая строила карты связей. И сразу же получили заказы на несколько бесплатных пилотных проектов: строили карты рынка энергетических стартапов для компании Panitek, которая закупает технологические решения в области альтернативной энергетики и внедряет их в развивающихся странах, и для стартап-инкубатора Los Angeles Cleantech Incubator. Информацию о стартапах Екатерина искала сама, вручную. Затем программа «вытаскивала» из базы загруженных ею документов самое важное (названия компаний, имена основателей, год старта, объем и источник полученных инвестиций) и с помощью этого строила карту. Каждому новому клиенту давали индивидуальный доступ к платформе, где находилась карта, подготовленная под его запрос.

Первые пилотные проекты помогли понять, куда двигаться дальше. «Мы решили фокусироваться на акселераторах, так как все они говорили об одних и тех же проблемах с поиском стартапов на ранней стадии или корпоративных партнеров. Но чаще всего заказчики отмечали: «Все круто, но данных много. У меня нет времени все просматривать. Сделайте короткий список самых важных инсайтов», — говорит Парамонова. Кроме того, много времени уходило на ручной поиск информации — основатели поняли, что 70% труда нужно автоматизировать. 

 

Получив фидбэк, предприниматели взялись за разработку кода, который сможет самостоятельно проходиться по ключевым источникам (Wikipedia, сайты компаний, пресс-релизы, отчеты по грантам, блоги и пр.) и находить на них необходимую для построения связей информацию. Помимо самой карты связей, стали предлагать еще и услугу «умного мэтчинга» — рекомендовать, на кого из этой карты действительно стоит обратить внимание, и по возможности давать контакты нужного человека из открытых источников. «Например, если мы видим, что в стартап уже инвестировали похожие на нашего клиента игроки, то можем рекомендовать обратить на него внимание. И наоборот: если стартап ищет инвестора, и на карте связей мы видим несколько акселераторов, которые уже инвестировали в похожие проекты, то можем рекомендовать стартапу с ним пообщаться», — объясняет Парамонова.

Четверо смелых: как участники рейтинга Forbes «30 до 30» заключили одну из крупнейших сделок в финтехе

Доработанный прототип позволил партнерам заключить два коммерческих контракта с американскими акселераторами (их Парамонова не называет, ссылаясь на соглашение о конфиденциальности). Первому клиенту Centrly будет давать доступ к карте стартапов, связанных с энергетикой, тестировать вместе с ним «умный мэтчинг» и строить карту связей сотрудников его компании с игроками извне. Второму  строить карту связей потенциальных спонсоров и помогать выбрать среди них наиболее подходящих. «Часто бывает, что один из сотрудников уже общался с кем-то на рынке. Но люди из других отделов об этом не знают и начинают процесс выхода на ту же компанию заново. Мы будем помогать видеть все эти связи и быстро выходить на тех, с кем уже кто-то из штата общался», — говорит Екатерина. 

Так как продукт Centrly еще недоработан, цену за свои услуги основатели установили невысокую, говорит Парамонова. Суммарная выручка от двух контрактов, по ее словам, составила $4500. «Чтобы брать больше, нам нужно доработать проект. Но и это уже неплохо за несколько месяцев существования», — считает она.

В перспективе за годовой доступ к платформе Centrly и «умному мэтчингу» стартап сможет брать $50 000-100 000, рассчитывают основатели. С учетом такого ценника выручка проекта в 2021 году может составить $400 000, а в 2022-м  $3,6 млн. Сергей Топоров, партнер инвестиционного фонда Leta Capital, и инвестиционный директор AltaIR Capital Дмитрий Фирскин назвали эти планы выполнимыми. «$400 000 — это не самая амбициозная цель. Это чуть больше $33 000 в пересчете на месячную выручку. Многие компании из нашего портфеля достигали больших цифр за меньший срок», — говорит Фирскин.

 

Массовый нетворкинг

Заявку на участие Парамоновой и Каратаева в глобальном рейтинге «30 до 30», по словам Кати, подал директор по развитию американского акселератора Joules Accelerator Райан Ратледж, с которым Centrly общался летом, когда собирал отзывы о работе своего прототипа. В разговоре с Forbes Ратледж рассказал, что его впечатлили «значительный потенциал роста» проекта и личности самих основателей. «В рамках Joules Accelerator я общаюсь примерно с пятью сотнями предпринимателей в год. Катя редкий пример основателя стартапа на ранней стадии, у которого за плечами есть технический опыт и знания, а также очевидный драйв и страсть к развитию проекта», — говорит Ратледж.

По словам инвестора, американский Forbes обратился к нему за рекомендациями проектов, которые стоит включить в лонг-лист рейтинга «30 до 30». Он указал на Centrly и Buzz Solutions (поставщик аналитики для обнаружения неисправностей на линиях электропередач) — оба проекта издание включило в свой список.

Участник рейтинга Forbes «30 до 30» Константин Виноградов: «Российский рынок сейчас мало кому интересен»

Всплеска заявок на покупку продукта Centrly попадание в лонг-лист не принесло, но даст «много возможностей в будущем», уверены основатели. «Я поделилась постом [о попадании в рейтинг] в своем LinkedIn. Его лайкнули многие перспективные для нас заказчики. Это повлияет на наши переговоры в будущем», — надеется Парамонова.

В ближайших планах предпринимателей — привлечь инвестиции. В начале 2021 года она рассчитывают на pre-seed-раунд в несколько сотен тысяч долларов, а затем весной хотят закрыть более крупный seed-раунд. «Ключевой момент, на который стоит обращать внимание [при принятии решения об инвестировании на таком раннем этапе],  это сама команда, их амбиции и компетенции. Со стороны ребята кажутся уже достаточно опытными, но в то же время довольно энергичными. Так что для ангельских или посевных денег компания точно готова», — говорит Сергей Топоров из Leta Capital.

 

При этом, чтобы привлечь деньги в более крупных раундах и заполучить именитых клиентов, проекту придется доказать свое превосходство над существующими аналогами, предупреждает директор по маркетингу компании «Тензор» (разработчик сети деловых коммуникаций СБИС) Александр Чеперегин. «Идея проекта попадает в нужды клиента, но есть нюансы — например, качество ручного отбора информации, которое может вызывать вопросы».

Еще одна точка роста для Centrly — отсутствие фокуса, отмечает Топоров. «Ребята хотят дать все в одном, вместо того, чтобы показать, что именно они делают лучше всех остальных в мире. Пока что это выглядит как система плана nice to have [хорошо бы иметь] для крупных компаний за небольшой средний чек. В таком формате это очень сложно масштабируемая история», — говорит он. Для успешной монетизации необходимо определиться, какую реальную пользу, измеряемую в деньгах, стартап может приносить клиентам, соглашается Михаил Салонтаи, управляющий партнер Flashpoint VC.

Райан Ратледж из Joules Accelerator считает, что если Centrly сосредоточится на соединении корпораций и акселераторов с инновационными проектами, потенциальный рынок продукта будет измеряться миллиардами долларов в год. «Искать стартапы и потенциальных инвесторов позволяют, например, CrunchBase и многие консалтинговые компании. Но уникальность продукта Centrly заключается в том, что он учитывает основные факты о корпорации или стартапе и сочетает их с сетевым подходом на уровне экосистемы», — уверен Ратледж. По его словам, проект может заменить персональных менеджеров по развитию бизнеса с уникальными личными книгами контактов и превратить, таким образом, качественный нетворкинг в массовую услугу.

13 из 30. Самые перспективные россиянки до 30 лет по версии Forbes

13 из 30. Самые перспективные россиянки до 30 лет по версии Forbes

Фотогалерея «13 из 30. Самые перспективные россиянки до 30 лет по версии Forbes»
13 фото

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+