К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«На словах ты Лев Толстой»: почему популярные онлайн-курсы в резюме — тревожный знак при найме

Фото Getty Images
Фото Getty Images
На рынке образования в последнее время появилось множество курсов, которые призваны повысить квалификацию начинающих специалистов. Однако наличие таких курсов в резюме кандидата может составить обманчивое представление о его реальном уровне, предупреждает в колонке для Forbes управляющий партнер digital-агентства Little Big Agency, сооснователь сервиса SHAR и бренда GLOVE.ME Максим Юрин

Недавно я опубликовал вакансию SMM-специалиста для одного из своих проектов. В числе прочих откликнулась девушка, которая прошла несколько онлайн-курсов по маркетингу в социальных сетях. Ее письмо пестрило различными сертификатами, как концертный костюм Филиппа Киркорова стразами. Один диплом особенно запал мне в душу: он назывался «богатый сторисмейкер» и подтверждал глубокие компетенции в области «производства сторис» и «прогревов аудитории».

При этом письмо дипломированный сторисмейкер и специалист в области прогревов написала с несколькими ошибками, а пункт с обязательным тестовым заданием в вакансии решила проигнорировать, сосредоточившись на «корочках».

Новая профнепригодность

Я больше 12 лет работаю на рынке digital. Последние шесть лет руковожу собственным рекламным агентством. Через меня прошли тысячи резюме digital-специалистов: копирайтеров, дизайнеров, стратегов, маркетологов и аккаунт-менеджеров. Я провел сотни собеседований и нанял десятки сотрудников.

 

В онлайне с головой: как изоляция образования стала угрозой и возможностью одновременно

Последние пару лет мне было особенно сложно нанять хорошего сотрудника, несмотря на то, что среднее количество входящих резюме на вакансию только растет. Я совершаю больше ошибок в найме, хотя мой опыт в сфере HR только увеличивается с течением времени.

 

Я долго размышлял и анализировал свои действия, резюме соискателей и проведенные собеседования — и в итоге выявил закономерность. В последние два года все больше места в резюме кандидатов стали занимать строчки типа:

  • прошел авторский курс управления финансами от Феликса Безденежных; 
  • получил онлайн-сертификат «прорывной дизайн за 17 дней»; 
  • закончил с отличием онлайн-марафон «SMM-профессионал на 100%»; 

и тому подобные.

Как россияне подсели на онлайн-марафоны в пандемию и кто зарабатывает на этом миллионы

 

Мне приходят десятки резюме кандидатов, которые, казалось бы, идеально подходят под вакансию. У них прямо-таки есть по онлайн-курсу на каждую строчку требований в описании вакансии. Но в итоге эти специалисты оказываются абсолютно профнепригодными. Почему же?

Потемкинские деревни

Рынок онлайн-образования существенно вырос за последние пару лет. По итогам 2019 года объем российского рынка составил 36,5 млрд рублей, говорится в исследовании IT-холдинга TalentTech, онлайн-университетов «Нетология» и EdMarket в партнерстве с Агентством инноваций Москвы. Пандемия еще больше подогрела его: по оценке экс-главы «Нетологии» Максима Спиридонова, в 2020 году рынок вырос на 30-35%.

Все больше людей хотят быстро освоить новую специальность или повысить квалификацию не выходя из дома. Спрос на различные онлайн-курсы растет невероятными темпами.

Соответственно, растет и предложение. Крупные игроки профессионального онлайн-образования в погоне за долей рынка по-быстрому собирают курсы под все новые и новые специальности. Совсем «зеленые» специалисты, у которых зачастую не получилось добиться успеха в профессии, становятся преподавателями, гуру и менторами, начинают учить людей. Многочисленные инфобизнесмены запускают онлайн-марафоны. Естественно, средний уровень качества таких курсов оставляет желать лучшего.

Два года назад мы с женой запустили совместный бизнес в новой для меня сфере fashion. И чтобы быстро повысить квалификацию, я сам купил несколько онлайн-курсов. Когда я их проходил, меня не покидало ощущение, что их слепили на скорую руку в ущерб качеству. Программа была очень странной, непоследовательной и нелогичной — этакое попурри из разных тем и блоков, которые слабо сочетаются друг с другом. Было заметно, что некоторых спикеров пригласили только ради имени: темы их лекций совершенно не укладывались в общую структуру курса.

 

Некоторые преподаватели просто умели хорошо говорить, но не имели релевантного практического опыта. Другие, наоборот, вроде как являлись отличными специалистами, но не могли нормально донести информацию до слушателей.

«Никогда образование так сильно не пахло деньгами»: как 2020 год изменил рынок обучения

Отдельно мне, как рекламщику и специалисту по коммуникациям, хотелось бы отметить, что авторы большинства онлайн-курсов совсем не скупятся на громкие обещания вроде:

  • «Гарантированное трудоустройство на зарплату от 120 000 рублей сразу после прохождения курса»; 
  • «Начни зарабатывать на веб-дизайне до 300 000 рублей уже через три месяца»;

и так далее.

 

Причем такими сладкими обещаниями не гнушаются не только набившие всем оскомину инфоцыгане, но и вполне серьезные и уважаемые компании. Быстрое и легкое обучение, гарантированное трудоустройство, высокая зарплата, работа из любого уголка планеты... В рекламе это часто описывают термином overpromise — обещание чего-то большего, чем то, что может быть достигнуто в реальности.

В результате этой гонки за спросом мы и получаем наплыв «на-словах-ты-лев-толстой» специалистов, которые на деле мало что из себя представляют, но имеют крайне завышенные ожидания. «Потемкинские деревни», красивые фасады которых держатся на ложных обещаниях авторов курсов.

Конец лихих девяностых

Все это — большая проблема для работодателей, так как выбрать подходящего кандидата становится сложнее. Десять лет назад в сфере рекламы практически нереально было найти сотрудника с образованием или какими-либо курсами по специальности. Сейчас приходится отбиваться от многочисленных дилетантов с ворохом сертификатов.

Растет общий уровень напряжения между сотрудниками и работодателями. Человеку пообещали зарплату в 100 000 рублей сразу после окончания курсов, ему внушили, что он уже отличный профессионал. И если вдруг в реальности что-то идет не так, человек склонен винить компанию. Или даже отрасль в целом.

 

Как китайский стартап с российскими деньгами стал самым дорогим образовательным проектом мира

Сейчас рынок онлайн-образования похож на лихие девяностые в бизнесе, только вместо грозных братков со стволами вас разводят модные сторисмейкеры с онлайн-марафонами и гарантированной зарплатой в 300 000 рублей.

Думаю, это временная ситуация. Постепенно все должно прийти в норму. Повысится качество курсов, отфильтруются аферисты и шарлатаны, появятся нормы и регуляторы.

Как снизить риски

Пока хотелось бы посоветовать всем предпринимателям и HR-менеджерам быть аккуратнее с кандидатами с обилием пройденных курсов и сертификатов:

 
  • не обращать внимание на громкие названия, наводить справки о курсах, читать отзывы;
  • по возможности снабжать вакансии хотя бы минимальным тестовым заданием уже на первом этапе, чтобы сразу отсеивать сертифицированных дилетантов; 
  • во время собеседования не только тщательнее проверять фундаментальные знания и навыки (логику, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость), но и прогонять по прикладным аспектам, которые были упомянуты в «корочках».

Специалистам и кандидатам я советую тщательно подходить к выбору курсов, не вестись на маркетинговые уловки. Прежде всего стоит обращать внимание на то, как прописана и структурирована программа, какие преподаватели ведут занятия, есть ли у них реальный практический опыт. Слишком сладкие обещания, яркие заголовки и прочие «100% гарантии» — признаки сомнительных курсов.

«Проще не будет точно»: чего ждет бизнес от закона о просветительской деятельности

Кроме того, важно понимать, что на реальной работе все может быть совсем не так, как учили на тренингах. Учебный процесс так или иначе рафинирован, избавлен от многих факторов, которые встречаются в полях: субъективности начальства, конфликтов интересов в команде, жестких дедлайнов. Нужно быть гибкими и готовыми к этому.

Уверен, не стоит недооценивать роль классического образования и базовых фундаментальных знаний. Несмотря на очевидные пробелы в системе, обучение в хорошем вузе — это прекрасная школа жизни, где развиваются логика, структурность и гибкость мышления.

 

Я скорее возьму на работу младшим копирайтером или пиарщиком выпускника МГУ любой гуманитарной специальности без опыта работы, чем выпускника курсов по успешному успеху с ворохом онлайн-сертификатов под каждую строчку из описания вакансии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Браузер только для работы и сервис аренды игровых приставок: кому дали денег на этой неделе

Браузер только для работы и сервис аренды игровых приставок: кому дали денег на этой неделе

Фотогалерея «Браузер только для работы и сервис аренды игровых приставок: кому дали денег на этой неделе»
3 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+