К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Оттепель в найме: почему летом бизнес в России будет активно трудоустраивать «белых воротничков»

Фото Getty Images
Из-за кризиса во время острой фазы пандемии бизнес неохотно нанимал новых сотрудников. Более того, многие компании были вынуждены сокращать свой штат. К лету 2021 года ситуация на рынке труда значительно улучшилась. Свойственного сезону снижения активности работодателей не ожидается: спрос на «белых воротничков» стал даже выше, чем был до кризиса

По данным службы исследований HeadHunter, предоставленным по запросу Forbes, спрос на кадры в России устойчиво растет. Число вакансий, размещенных на платформе, ежемесячно растет на 14%, начиная с июля 2020 года. В мае 2021 года открытых вакансий на HeadHunter стало на 44% больше, чем в январе.

В первой половине 2021 года работодатели «хантят» персонал гораздо активней, чем годом ранее. В январе прирост вакансий на платформе год к году составил 68%, в феврале и марте показатель немного снизился (годовой прирост составил 51% и 46%, соответственно), однако уже в апреле вакансий стало больше на 77%, а в мае — на 130%.

Летом 2021 года компании тоже будут очень активно нанимать новых сотрудников, убеждена хедхантер Алена Владимирская. Снова стали востребованы не только курьеры, но и офисные сотрудники — так называемые «белые воротнички», отмечает хедхантер. Причем такая ситуация не характерна для лета, отмечает она: обычно в теплые месяцы люди, которые принимают решения о найме, уходят в отпуска и проводить собеседования в компаниях просто некому.

Реклама на Forbes

Главным образом к росту спроса на сотрудников в России привел рост курс нефти, считает Владимирская. С начала ноября 2020 года курс нефти вырос почти в два раза: 30 октября 2020 года цена за баррель марки Brent составляла $40,58, а к 10 июня 2021 года баррель нефти стал стоить $72,28. «Для россиян стоимость нефти — это внутренняя метрика, которая позволяет понять, что все будет хорошо, даже если отрасль никак с нефтью не связана, — рассуждает хедхантер. — Со стоимостью нефти сейчас все хорошо. Рынок труда начал оживать».

Катастрофические расходы в преддверии сезона: почему бизнесу на курортах России не хватает кадров

Вторая причина роста спроса на сотрудников  — снижение уровня паники, связанной с пандемией, говорит Владимирская: «Мы не знаем есть ли третья волна коронавируса. Даже если она есть — она не выглядит так ужасно, как первые две». По ее словам, люди приняли пандемию как реальность, которую нельзя изменить.

Управляющий партнер рекрутингового агентства Selecty Арсений Федоткин согласен с тем, что ситуация на рынке стабилизируется, но о полном восстановлении, на его взгляд, говорить еще рано. «Отдельные направления IT, фармацевтика и e-commerce, продолжают показывать взрывной рост. Отлично укрепляют позиции компании в области добычи и металлургии, жилая недвижимость, а также пищевая розница, — перечисляет Федоткин. — Однако авиаперевозки и туристическая отрасль, фитнес, HoReCa и офлайн-развлечения выйдут на докризисный уровень не ранее 2023 года».

Работодатели стали активнее на рынке труда еще и из-за того, что во время пандемии мигранты из стран СНГ стали массово возвращаться домой. Масштабы внутренней миграции также уменьшились: по данным Росстат, в 2020 году число мигрантов, которые переселились в пределах России, сократилось на 520 400 человек, или на 12,9%, по сравнению с предыдущим годом.

Эксперты HeadHunter также связывают рост активности бизнеса на рынке труда со снижением уровня безработицы: по данным Росстат, безработица идет на спад с сентября 2020 года. В августе 2020 года уровень безработицы показал свое пиковое значение — 6,4%, начиная с сентября стал снижаться и в марте 2021 года составил 5,4%.

Ключевым фактором, который влияет на рост числа вакансий, аналитики HeadHunter считают демографическую яму. За последние 10 лет количество людей в возрасте 20–24 лет, по данным Росстат, снизилось почти вдвое — с 12 млн до 7 млн. Это значит, что за персонал на стартовые позиции, которые обычно предлагают молодым людям, идет сильнейшая конкуренция, считают в HeadHunter. Более опытных людей в возрасте 25–29 лет тоже стало меньше в последние годы — за них тоже активно конкурирует бизнес, отмечают аналитики.

Кандидаты сомневаются

Несмотря на рост спроса бизнеса на сотрудников, искать работу люди не торопятся: темпы прироста резюме существенно ниже, чем темпы увеличения числа вакансий. По данным HeadHunter, в январе 2021 года соискателей на платформе стало больше на 6%, в феврале и марте — на 3%, в апреле — на 8%, а в мае — на 11%. Спрос на рынке труда сильно превышает предложение, из-за чего образовывается дефицит сотрудников, резюмируют аналитики платформы.

Многие «белые воротнички» получают очень выгодные предложения от работодателей, но все равно отказываются переходить на новое место, утверждает Владимирская. Многие люди трудились в ударном режиме во время кризиса и не хотят покидать свои компании по итогам проделанной работы, говорит она. По мнению эксперта, интерес со стороны потенциальных кандидатов вырастет в сентябре, когда пройдет период адаптации после кризиса. «Людям нужно выдохнуть», — резюмирует она.

Арсений Федоткин из рекрутингового агентства Selecty наблюдает отложенный спрос на отпуска. Предприниматель связывает его с ненормированным режимом удаленной работы: «Люди очень устали работать 24/7 на удаленке».

Президент сервиса SuperJob Алексей Захаров связывает слабый интерес со стороны соискателей с сезонностью. «Если люди низкой квалификации оказываются весной без работы, то летом многие из них новую работу не ищут, — рассказывает Захаров. — Они едут на дачи и в родные деревни, где сажают картошку, собирают грибы и ягоды или занимаются браконьерством». По словам эксперта, люди массовых профессий (по его оценке, 95% рынка труда) очень осторожно подходят к вопросу смены работы и выбирают стабильность, даже если их текущее место работы максимально непривлекательно.

Резервы ФСИН: почему труд заключенных не поможет решить проблему нехватки кадров

Назад на работу

По словам директора по продажам и маркетингу международной стаффинговой группы ANCOR Натальи Щербаковой, большинство кандидатов уровня топ, средний и высший менеджмент, а также узкие специалисты занимали выжидательную позицию и зачастую отказывались от предложений в прошлом году, опасаясь, что на новом месте из-за кризиса «последние нанятые станут первыми уволенными». При этом самые востребованные специалисты даже во время пандемии не боялись менять работу. «Сейчас ситуация практически вернулась к доковидной: много открытых вакансий, кандидаты принимают предложения, при этом стало также много контр-офферов от текущих работодателей», — резюмирует Щербакова.

Во время пандемии многие компании были вынуждены сокращать штат, чтобы выжить. Бывшие «белые воротнички» шли на менее престижные должности, так как найти работу по специальности было трудно. Но хотя ситуация на рынке труда нормализовалась, компании, по словам опрошенных Forbes экспертов, не стремятся приглашать уволенных во время кризиса сотрудников обратно. «Во время пандемии многие работодатели переосмыслили свои требования к кандидатам, их навыкам и компетенциям, — рассуждает Наталья Щербакова. — С развитием цифровизации стали востребованы новые наборы компетенций и навыков».

По словам Арсения Федоткина, некоторые компании нанимают сокращенных ранее сотрудников, но это скорее единичные случаи: «Маловероятно, что компании возьмут на работу тех же людей». К тому же если сотрудника уволили в трудную минуту, он вряд ли захочет вернуться назад, даже получив такое предложение, говорит эксперт.

Реклама на Forbes

Хотя люди все еще с опаской относятся к смене места работы, они все же ищут вакансии «на будущее». По данным сервиса подбора вакансий Facancy, топ-менеджеры из таких сфер, как горная добыча, производство промышленных товаров и машиностроение, нефтегазовая промышленность, транспорт и инфраструктура, а также металлургия наиболее активно рассматривают возможности ухода в другую область деятельности. Среди сотрудников среднего звена смена профиля интересует специалистов из таких сфер, как нефтегазовая промышленность, металлургия, благотворительность и НКО, телекоммуникации и образование.

Работодатели же наиболее активно пытаются «переманить» топ-менеджеров из таких сфер, как телекоммуникации, многопрофильные холдинги  и управление активами, госслужба, консалтинг и профессиональные услуги, благотворительность и НКО, отмечают в Facancy. Наиболее «востребованные» сотрудники среднего звена заняты в таких областях, как искусство, благотворительность и НКО, госслужба, нефтегазовая промышленность и HoReCa.

Как компании помогают новичкам влиться в коллектив

Как компании помогают новичкам влиться в коллектив
Фотогалерея «Как компании помогают новичкам влиться в коллектив»
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021