К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Надо бежать дальше»: когда основателю компании пора ее оставить

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Зачем предпринимателю покидать свою компанию? Когда полезнее остаться, чем уйти? Основатель сервиса для маркетологов Callibri Иван Шкиря рассказывает, почему решил отойти от дел, как уходил на практике и кому не стоит это повторять

Идея отойти от управления Callibri возникла, когда сложились несколько факторов.

Во-первых, я посмотрел со стороны и увидел, что и я перерос компанию, и компания переросла меня. Мои продуктовые и бизнес-амбиции таковы, что для их реализации придется разломать Callibri до кирпичика. А зачем? Компания хорошо работает: это доказали результаты работы до, после и особенно во время пандемии, когда бизнес просел, восстановился и продолжил расти.

Для дальнейшего роста Callibri нужен более профессиональный и заинтересованный в этом рынке двигатель, чем я. А мне хочется с каждым новым подходом делать что-то больше, круче и при этом лучше и эффективнее. Хочу глобальный продукт, хочу сотни тысяч клиентов, хочу миллиардную капитализацию.

 

Условно Callibri — это шахта по добыче угля. Деньги приносит, работает, но я хочу плутоний добывать. Callibri в это превращать бессмысленно. Там надо копать глубже, обогащать эффективнее, другие карьеры скупать, геологов нанимать.

Разошлись в показателях: почему KPI часто вредят бизнесу в долгосрочной перспективе

 

Во-вторых, классно просто в голове поставить точку. Не было ничего, а теперь есть «машинка», которая сама по себе работает и создает пользу для рынка, деньги для меня и работу для людей. При этом у меня нет никаких сожалений по поводу ухода. Были продуктовые амбиции — я их реализовал: сделал продукт нужный рынку. Были бизнесовые — их тоже воплотил: сделал так, что все зарабатывают (клиенты, партнеры, сотрудники, компания, я). Были финансовые — они тоже реализованы. Чего грустить-то? Надо дальше бежать. К тому же я понял, что мне нужно больше времени на новые проекты, которые я уже запустил и только планирую.

Мне повезло с мировоззрением. Я по натуре человек очень ленивый и люблю все капитализировать. Любой процесс, про который понятно, как он должен работать, я заставляю работать без меня. Поэтому никакие вопросы, связанные с тактикой и оперативным управлением компанией, от меня не зависят. Так было всегда.

Как выйти из операционки? Очень легко: не заводите операционку. Задача руководителя — выстраивать процессы, а не осуществлять их. Так что процесс упростился еще до начала.

 

Технический выход

Летом 2019 года я ходил в двухнедельный конный поход по Алтаю, а связи там нет. Перед этим мне пришлось делегировать все технические вопросы, связанные с платежами и доступами. Они не требуют времени или каких-то особых компетенций, но на них завязаны большие риски, поэтому раньше я их никому не отдавал. А отдав, обратно решил не забирать.

Оказалось, что на самом деле серьезных рисков немного. Что могло произойти? Бухгалтеры бы взяли и вывели все деньги? Это глупо: Callibri это не убило бы, а им бы жизнь испортило.

Но важно учесть, что рисков мало, потому что в компании все «белое». Потому и доступы отдавать не страшно. Вот когда все нелегально — это делегировать сложно. В мутной воде и мутить проще, и шире поле для разного рода шантажа.

Кто-то не может делегировать из-за страха потерять контроль, но это не моя история. Комплексно только я понимаю, как компания зарабатывает. Этот процесс не нуждается в регулярном контроле или обслуживании.

«Заколоченный клуб стоит нам миллион в месяц»: как сдача в аренду гирь и велосипедов спасла от разорения бизнес в центре Москвы

 

Выход де-факто

Когда началась пандемия и изоляция, я с семьей уехал на дачу и стал работать над другим проектом — лоукост-коллтрекингом «Гудок». Мы обсудили стратегию с командой, и дальше я решил им не мешать.

При этом у ребят не возникло ощущения, что я их бросил, потому что на тот момент я знал только половину из 50 человек в штате в лицо. Общался я всегда только со своими «хедами» (руководителями). Сейчас знаю человек 10 из 50. Скучать по мне особо некому.

В сентябре, когда я вернулся в город, увидел, что компания отлично справилась без меня. А еще, если быть до конца честным, не могу сказать, что будь я не в изоляции, было бы лучше. Скорее всего, нет. Когда «папа Ваня» рядом, сотрудники чувствуют, что в теории можно и «косякнуть». Есть куда отступать, если что.

Выход де-юре 

Но тем не менее команда меня знала и понимала: случись что — придет «папа Ваня» и все починит. Поэтому на новогоднем корпоративе я объявил, что ухожу совсем и становлюсь просто акционером, а все управление ложится на плечи команды.

 

Сам-то я понимал, что это лишь гипотеза и по итогам I квартала буду смотреть, как и что. Возвращаться имело бы смысл, если бы, например, показатели начали падать или руководители бы разом уволились. Но ситуация складывается так, что возвращаться смысла нет. Приходить и что-то чинить пока тоже не пришлось.

В итоге от жесткой автократии Callibri перешла к «бирюзе». Я не поставил на свое место никого, потому что честно признался, что сам уже ничего не делаю. И понял, что брать на свое место человека, который ничего не будет делать, не хочу. У Callibri три директора — по маркетингу, продажам и технический, они рулят компанией втроем. Сейчас компании нужен не сильный лидер, а командная работа. Я — не командный игрок.

Я не исключаю вариант продажи компании (частично или полностью), а для этого надо проверить, что она действительно живет и растет без меня. Сейчас мы в переговорах с несколькими стратегами: ищем, где наша продуктовая синергия будет максимальна.

Почему так могут не все

Предприниматели — свободолюбивые люди. Именно тяга к свободе заставляет делать бизнес. Часто финансовая свобода достигается в ущерб свободе распоряжаться собственным временем. И вот тут многие задумываются о выходе из управления или продаже компании.

 

На мой взгляд, выходить или продавать — это специфичное решение, которое зависит от рынка и концертных предложений. А вот возможность принять это решение зависит от того, как и зачем предприниматель строил бизнес.

Для меня бизнес — это машинка по производству пользы для людей и денег для меня. Если делать его так, то выйти из управления можно в любой момент. И это будет легко и выгодно.

А большинство предпринимателей делает бизнес для собственного развлечения, чтобы заняться чем-то. Их машинка по производству пользы и денег — они сами. А выйти из себя невозможно.

Не пережили. Истории предпринимательниц, которым пришлось закрыть бизнес из-за коронавируса

 

Если все-таки решили отойти от дел, вот несколько советов:

  • Не создавайте культ личности. Не делайте вид, что от вас очень много зависит. Люди могут в это поверить.
  • Выходите поэтапно. На каждом шаге проверяйте: а действительно ли делегирование работает, а действительно ли без вас лучше?
  • Создайте систему сбора показателей (как финансовых, так и продуктовых), чтобы через них отслеживать здоровье компании в реальном времени.
  • Найдите в компании человека или команду управленцев, в которых удастся посадить и прорастить предпринимательское мышление.
  • Главное — не бойтесь. Если построили один работающий бизнес, построите и второй. Сломается — и черт с ним!

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Бесконечное хобби: как россияне создали технологичный конструктор и заработали 100 млн рублей меньше чем за год

Бесконечное хобби: как россияне создали технологичный конструктор и заработали 100 млн рублей меньше чем за год

Фотогалерея «Бесконечное хобби: как россияне создали технологичный конструктор и заработали 100 млн рублей меньше чем за год»
8 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+