
Психологи утверждают: вид спорта, которым занимается человек, говорит о нем не меньше, чем, скажем, привычки. Бизнесмены не исключение. «80% бизнесменов занимаются одиночными видами спорта агрессивного характера, — утверждает бизнес-тренер Александр Крымов, занимавшийся с менеджерами Coca-Cola, British American Tobacco, Johnson & Johnson. — Это понятно: с 1990-х у нас бизнес — это стычки людей между собой. Всех уесть, смять! Одиночки охотнее занимаются торговлей: купил-перепродал, всех задавил — я прелесть. А вот выходцы из командных видов спорта ориентированы на более долгосрочные проекты: телекоммуникации, консалтинг, разработка, производство».
Влияет ли вид спорта, которым занимался предприниматель, на стиль ведения бизнеса? Вопрос трудный. Вот пример: владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин в 47 лет выполнил норматив мастера спорта по стендовой стрельбе. Это спорт одиночек, которые проводят по полдня на стрельбище, совершенствуясь в умении уничтожать хаотично вылетающие тарелочки. Похожим образом Лисин ведет и свой бизнес, ни с кем не объединяясь, не конфликтуя и методично «расстреливая» цели.
Вдохновившись примером металлурга, занимающего 5-е место в «Золотой сотне» Forbes, мы решили спросить у топ-менеджеров, что дал им спорт, которым они занимаются или когда-то занимались.
Павел Хохряков, заместитель управляющего директора «Газпром Германия ГмбХ». Дайвинг
Я увлекаюсь дайвингом, имею сертификат Master Scuba Diver. Можно отметить, что люди, занимающиеся этим видом спорта, сознательно подвергают себя риску. Но! Они это делают после основательной подготовки и обучения, оценив риски и застраховав их. Потому что ошибки в дайвинге — неправильный расчет воздуха, скорости всплытия, длительности остановок декомпрессии, сложности проникновения вглубь затонувшего корабля и так далее — стоят очень дорого. Это если мягко сказать. На мой взгляд, дайвинг воспитывает умение рисковать, просчитав опасности и основательно к ним подготовившись.
Александр Эпштейн, руководитель центра управления проектами IT-компании «Аплана Софтвер». Марафонский бег
Этот вид спорта лишен явного риска, зато нагружен ежедневными изматывающими тренировками. Главное — умение терпеть. Выносливость, скорость — это уже потом. У легкоатлетов с годами скорость падает, и, чтобы оставаться в спорте, бегуны на более короткие дистанции часто уходят в марафонский бег. Финиш марафона — это гораздо более жесткое испытание, чем бокс. Побеждает только один, золотая медаль одна. Но это не страшно. Ты подходишь, жмешь руку победителю... Главное — не проиграть самому себе, не сойти с дистанции.
В моей работе бывают полезны навыки, полученные на марафонской дистанции. На наших проектах работает много людей, порой находящихся в разных точках страны. Проекты в большей своей части инновационные, все риски просчитать практически невозможно. Но мы стараемся добиться успеха, не киснуть посреди дистанции. В наукоемком производстве много рутины. Пожалуй, лишь 10% действительно интересного, а 90% — обычный повседневный труд. Вот это и есть марафон.
Сергей Тальянцев, замначальника управления текущего мониторинга Департамента внутреннего контроля ВТБ. Бальные танцы
Я занимался бальными танцами с 7 лет: ездил по пять раз в неделю на тренировки, а по выходным на бесконечные выступления. Окончив школу, стал профессиональным спортсменом. Но по мере продвижения карьеры времени на спорт оставалось меньше и меньше. Я завершил выступления на соревнованиях и сосредоточился исключительно на преподавании. Давал уроки в танцевальном клубе, который создал сам. Судьба распорядилась так, что два года я совмещал клуб и банк. Потом все-таки выбрал банк.
Если рассуждать о предрасположенности танцоров к работе во фронт-офисе или бэк-офисе, то ее легко определить в 80% случаев. Поясню почему. В бальных танцах есть два направления: «стандарт» (медленный и венский вальсы, танго и т. д.) и «латина» (самба, ча-ча-ча, румба). Представители первого направления («стандартисты») — люди интеллигентные, «в галстуках», «правильные», с классической внешностью. По внешнему виду они всегда узнаваемы. А «латинисты» — люди темпераментные, иногда даже взрывные, эмоциональные. По сути своей они тусовщики — зажигают всю ночь, а днем снова идут на тренировку.
Так вот, я по специализации и по сути — «стандартист». Типичный представитель бэк-офиса. «Стандартисты» — люди аналитического склада характера, которые любят структурировать и анализировать информацию до тех пор, пока она не сложится в систему знаний и навыков. Наверное, поэтому я и выбрал бэк-офис. Хотя, возможно, фронт-офис еще найдет меня — по «латине» тоже были неплохие достижения.
Чем навыки, взятые из бальных танцев, полезны во внутреннем аудите, которым я занимаюсь? Во-первых, я не аудитор-бухгалтер, а аудитор-аналитик. Моя сфера — мониторинг системы внутреннего контроля, методология и анализ бизнес-процессов. Во-вторых, танцы развивают умение вести себя «на людях» и презентовать себя, что полезно на приемах, собеседованиях, круглых столах и аналогичных мероприятиях.
Александр Ивлев, руководитель по работе с клиентами и отраслевому развитию в СНГ Ernst & Young. Гандбол
До 16 лет я много занимался гандболом и могу сказать, что эта игра мне помогла в дальнейшем работать в бизнесе. Во-первых, она развивает скорость реакции, периферическое зрение, упрямство, стойкость, выносливость. Во-вторых, это командный вид спорта, а значит, наступает момент, когда ты можешь бросить мяч и забить гол сам, но видишь, что у другого игрока позиция лучше, — и ты отдаешь мяч, а значит, и сиюминутную власть над ситуацией. Это надо сделать, чтобы команда наверняка победила. Поэтому вырабатывается четкое ощущение, что в одиночку невозможно сделать все. Интересы команды всегда выше личных интересов. Это и в бизнесе так.
Алексей Смывин, портфельный менеджер инвесткомпании «Финам». Мотогонки
Каждую зиму, когда мой мотоцикл Yamaha R6 стоит в гараже, я провожу за рулем квадрацикла. Конечно, это не олимпийский вид спорта, а экстремальный. Но и моя профессия — трейдинг — тоже не из классических. Она связана с большим риском и требует, помимо прочего, быстроты реакции. Когда ты на большой скорости, ты должен взвесить все за и против и мгновенно принять однозначное решение, прежде чем повернуть ручку газа. Ты не только должен чувствовать каждый свой шаг, но и держать в сознании следующий, новое движение мотоцикла. И на рынке точно так же. Управляя, например, колоссальными деньгами паевого фонда «Газпрома», ты должен чувствовать, куда движутся деньги, вкладываются ли другие участники рынка в валюту или в золото. Ты должен двигаться в общем потоке, но быстрее, чем остальные. Ни одного необдуманного действия.
Еще езда на мотоцикле позволяет снять стресс, а точнее сказать, избыток адреналина. Управляя деньгами, нельзя рисковать, давать волю эмоциям, но ведь мы не роботы, у нас есть чувства. Так вот я считаю, что как раз езда на квадрацикле и мотоцикле помогает мне оставаться максимально хладнокровным во время работы.