Российские продюсеры могут торжествовать. Расследование Федеральной антимонопольной службы, пытавшейся обвинить их в сговоре с целью занижения актерских гонораров, завершилось всего лишь рассылкой уведомлений о недопустимости таких действий. «Мы приняли письмо к сведению, — ответила на запрос Forbes представитель Ассоциации теле- и кинопродюсеров Анна Шарова, — но еще не решили, как на него реагировать».
В конце 2008 года 17 продюсерских компаний (среди них — «Амедиа», «Профит», «Централ Партнершип») решили координировать гонорары актеров, режиссеров и сценаристов, а также оплату услуг субподрядчиков, для чего создали ассоциацию. Дело в том, что гонорары эти за три докризисных года выросли почти вдвое и стали съедать до половины бюджета фильма. Накануне кризиса известный актер получал от $4000 до $7000 за съемочный день, вчерашний выпускник вуза — не меньше $1000.
Продюсеры провели несколько совещаний, на которых, по словам Шаровой, «делились информацией, кто как работает». По данным источника Forbes, обсуждался также предельно допустимый размер гонорара для звезды сериала — 83 000 рублей. Впрочем, ничего конкретного по этому поводу не решили.
На одном из совещаний гендиректор «Амедиа» Александр Акопов объявил коллегам, что понизил гонорары на 30%. Другие компании тоже урезали зарплату актерам на 30-50%. Но в марте на защиту актерских прав встал Олег Басилашвили, продолжающий сниматься как в полнометражных фильмах, так и в сериалах (в 2010 году выйдет два фильма с его участием). С помощью партии «Правое дело» Басилашвили отправил в ФАС жалобу на продюсеров.
«Люди взяли на себя функцию советского государства, которое устанавливало тарифные сетки для актеров. А цена должна определяться в результате договора между актером и продюсером. Если мне предлагают сумму, которая меня не устраивает, я отказываюсь. Я понимаю, что продюсеры не кладовые. Но когда они пытаются увеличить свою прибыль от картины за счет актеров, это несправедливо», — объясняет свою позицию актер.
Расследованием занялось недавно созданное управление по борьбе с картелями во главе с Александром Киневым. В здание ФАС на Садовой-Кудринской по очереди приглашали руководителей компаний, входящих в ассоциацию.
Признаки ценового сговора были обнаружены (продюсеры и не отрицали факта обмена информацией), но дело так и не возбудили. Александр Кинев пояснил Forbes: чтобы доказать ценовой сговор, нужно иметь документально зафиксированные обязательства компаний установить с какого-то числа определенную цену на некую услугу. Или же свидетельские показания лиц, так или иначе вовлеченных в сговор. Ни того ни другого в распоряжении ФАС не оказалось. Протоколов в ассоциации не вели, а среди актеров не нашлось желающих свидетельствовать против своих продюсеров. Что неудивительно — как поговаривают в мире кино, в подавляющем большинстве случаев гонорары за съемки выплачиваются по серым схемам.
«Это хорошее напоминание, что не надо заходить слишком далеко, но не более того, — комментирует предупреждение ФАС гендиректор кинокомпании «Профит» Игорь Толстунов. — Мы продолжаем обмениваться информацией, в том числе и по поводу гонораров артистов. Хотят этого госорганы или нет, все равно должен быть какой-то ценовой коридор». «Письма ФАС недостаточно. Алчность продюсеров переходит все границы. Было бы лучше, если бы приняли более строгие меры», — говорит Олег Басилашвили.