К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Карьера по-украински

Карьера по-украински
Российские топ-менеджеры вновь охотно едут работать на Украину. Что их там привлекает?

Пять лет назад рингтон мобильного телефона время от времени оповещал Ивана Шехавцова, советника президента Всеукраинского акционерного банка, голосом диктора Левитана: «Говорит Москва! Слушайте Москву!» Это означало, что ему звонит кто-то из таких же, как он, российских менеджеров, приехавших работать на Украину. В конце 2004 года Шехавцов переехал на Украину в первый раз, в 2010-м — во второй, сейчас он вице-президент Альфа-банка, отвечающий за украинские операции в сфере корпоративных финансов.

По подсчетам компании RosExpert, специализирующейся на управленческом консалтинге, доля экспатов среди руководителей украинских компаний составляет 30–35%. И примерно половина приходится на россиян. Почему украинские компании зовут, а россияне активно едут в эту страну?

«Всего было три волны привлечения экспатов на Украину», — говорит управляющий партнер RosExpert Сергей Кордашенко. Первая — в начале 2000-х годов, когда проходило становление местных ФПГ — «Систем кэпитал менеджмент» (СКМ) Рината Ахметова, «Интерпайп» (сейчас EastOne) Виктора Пинчука, группы «Приват» Игоря Коломойского, «Индустриального союза Донбасса» Виталия Гайдука и др. Вторая волна пришлась на середину 2000-х годов. «Если первые российские экспаты еще опасались переезжать из-за высокого риска неопределенности, то через несколько лет Украина стала для многих даже привлекательнее Запада», — говорит Кордашенко. На относительно небольшом украинском рынке топ-менеджер крупной компании быстро становился значимой фигурой с перспективой дальнейшего роста.

 

Сергей Воробьев, управляющий партнер Ward Howell, первой из российских компаний по подбору персонала высшего звена вышедшей на украинский рынок в 2002 году, считает, что возможность быстрого карьерного роста россиян связана с украинской ментальностью. «Уровень амбиций украинских менеджеров ниже, конкуренция не самая жесткая», — отмечает он. Управленец из России не только получал высокий компенсационный пакет и возможность самореализации, но и становился своеобразным носителем знания — новой корпоративной культуры, отношений и пр. Как рассказывает Шехавцов из Альфа-банка, подружившиеся в Киеве москвичи из украинской ТНК-BP, «Интерпайпа», «Спортмастера», ВТБ чувствовали себя так, будто перенеслись на машине времени на несколько лет назад. Все вокруг говорили по-русски, а обстановка на работе напоминала балаган.

Карьерное окно открылось тогда и для многих менеджеров российских офисов международных консультационных фирм, рассказывает партнер PricewaterhouseCoopers (PwC) Карина Худенко. «Консультанты реализовывали проекты на Украине, и владельцы бизнесов брали их на работу, — рассказывает она. — Например, подготовка компании к IPO была очень хорошей возможностью для карьерного роста». Так, в 2002 году куратором горно-металлургического подразделения СКМ стал бывший консультант PwC Игорь Сырый, позже он был назначен гендиректором формировавшейся группы «Метинвест». Через год он позвал в холдинг более двадцати экс-консультантов KPMG, MсКinsey & Company, PwC, которые успели поработать в «Мечеле», «Иркутскэнерго» и других российских компаниях.

 

«Оранжевая революция» 2004 года насторожила российские компании, но постоянная политическая борьба на самом высоком уровне сделала местный бизнес только устойчивее. К тому же если не считать реприватизации «Криворожстали», заявления о возращении государству других активов, в том числе принадлежащих россиянам «Лугансктепловоза» («Трансмашхолдинг») и Запорожского алюминиевого комбината (UC Rusal), так и остались словами.

После возвращения к власти в начале 2010 года Виктора Януковича в должности президента Украины отношения с Россией улучшились, и российские инвесторы снова засобирались в соседнюю страну. С начала 2010 года объявлено уже о трех сделках в металлургии: в январе группа неназванных российских предпринимателей приобрела контрольный пакет «Индустриального союза Донбасса»; в конце мая россияне стали собственниками Мариупольского металлургического комбината им. Ильича; в июне новых хозяев — тоже из России — обрела «Запорожсталь».

Тогда же Объединенная судостроительная корпорация заявила, что уже в 2010 году получит контроль над крупнейшим на Украине Черноморским судостроительным заводом, а осенью за судостроителями последовали авиаторы — Объединенная авиационная корпорация договорилась о создании СП с украинским АНТК «Антонов». И, как обычно, вслед за промышленниками отправились банкиры — «ВТБ Капитал» (инвестиционное подразделение госбанка ВТБ) открывает офис в Киеве.

 

Все эти компании будут искать менеджеров на ключевые позиции в первую очередь в России. Третья волна прихода российских топ-менеджеров на Украину началась. Упоминавшийся уже Шехавцов приехал в Киев в этом году. Андрей Дубовсков, директор «МТС Украина», переехал в столицу Украины из Екатеринбурга еще раньше — в 2008 году. Он передает общие ощущения российских топ-менеджеров, переехавших в Киев из Англии, Италии, — все ждут нового наплыва руководителей из России.

Сколько зарабатывают на Украине россияне? Станислав Алексеев, управляющий партнер по России компании TranSearch International, говорит, что российские топ-менеджеры переезжают на Украину почти всегда с повышением в должности и ростом денежной компенсации. В среднем прибавка составляет 25–40%. Так, директор по продажам крупной фирмы потребительского сектора, переехав на Украину на должность генерального директора, повысил фиксированную часть годовой компенсации с $240 000 до $300 000 (для сравнения: компенсация на аналогичной должности в российском офисе достигает $600 000).

Какова ситуация на украинском рынке в целом? По словам Антона Белогородова, руководителя киевского офиса Ward Howell, в компаниях с капитализацией от $1 млрд годовая компенсация генерального директора составляет от $700 000 до $2 млн, а его заместителей — от $300 000 до $500 000; в компаниях с капитализацией от $500 млн до $1 млрд соответственно $300 000–500 000 и $150 000–200 000. В среднем, по оценке Ward Howell, на Украине компенсации топ-менеджеров на 30–50% ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. «Исключение из этого правила — крупные украинские компании, которым нужны управленцы с уникальным опытом и компетенциями, — говорит Белогородов. — Тогда компенсация в украинской фирме выходит на российский уровень или даже превышает его (при перекупке топ-менеджера)».

Читайте материалы раздела «Гид командировочного»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости