Угрызение «Совести»: Qiwi выходит на рискованный рынок

Михаил Ганелин Forbes Contributor
Фото REUTERS / Paul Hanna
Qiwi выходит на рынок беспроцентного кредитования. Высокая просрочка, расходы на маркетинг и потребность в инвестициях могут стать неприятным сюрпризом для акционеров компании

В начале года мы понизили рекомендацию по акциям (ADR) Qiwi с «покупать» на «держать», а целевую цену с $15,5 до $12,4 за бумагу. В своем аналитическом отчете для инвесторов мы высказали мнение, что не ждем роста акций компании в этом году. Впрочем, они уже давно разочаровывают инвесторов. В прошлом году акции упали на 30% при росте индекса MSCI Russia на 50%, а с начала этого года снизились еще на 8%.

Причин такой негативной динамики несколько. Традиционный транзакционный бизнес Qiwi, который заключается в оплате различных услуг через платежные терминалы и электронные кошельки, а также денежные переводы, стагнирует. Долю рынка у Qiwi отнимают коммерческие банки, которые развивают собственные мобильные приложения и стремятся увеличить долю онлайн-платежей. Кроме того, экономический кризис и девальвация рубля привели к тому, что мигранты, которые часто переводили деньги к себе на родину через Qiwi, существенно сократили объемы транзакций, а многие и вовсе предпочли вернуться к себе на родину.

Несмотря на эти давно известные проблемы, Qiwi привлекала инвесторов высокой рентабельностью, большими дивидендами и своим интересным положением как финтех-компания. Периодически в СМИ появлялись слухи, что к Qiwi проявляет интерес китайская Ant Financial (платежная система Alibaba), что сама Qiwi может приобрести компании в сфере транзакций и финтеха. Кроме того, Qiwi активно вовлечена в развитие технологии блокчейн в России. Этот новостной поток создавал впечатление, что скоро компания представит инвесторам что-то интересное и новое, что даст ей новый импульс для долгосрочного роста.

И вот в конце прошлого года Qiwi представила свой новый проект под экстравагантным названием «Совесть». Его суть – предоставление клиентам кредитных карт с беспроцентным лимитом от 5000 до 300 000 рублей и рассрочкой платежа до года. Оплачивать покупки с помощью карты можно только у партнеров проекта – супермаркетов, магазинов одежды, бытовой техники, ресторанах и других торговых сетей. В проекте участвует множество магазинов, в том числе известные сетевые бренды «М.Видео», «Связной», «Иль Де Боте», Burger King и др. Платят Qiwi сами партнеры — определенный процент каждый раз, когда клиент делает у них покупку.

Сам проект выглядит вполне интересным и может стать успешным. Проблема в том, что его сложно отнести к сегменту финтех, скорее это классический банковский бизнес. И здесь возникает ряд вопросов. Дело в том, что Qiwi не является классическим коммерческим банком (хотя у нее есть банковская лицензия). Получается странная гибридная бизнес-модель – полуфинтех-полубанк. Кроме того, сам проект таит в себе немало рисков и потому не вызывает восторгов инвесторов. Во-первых, он требует больших инвестиций: на первом этапе источником кредитования клиентов станут собственные средства Qiwi, а не депозиты, как в классическом коммерческом банке. Во-вторых, затраты на маркетинг и развитие проекта приведут к росту расходов и сильному падению чистой прибыли в этом году, а значит, и размеру дивидендов. В-третьих, Qiwi, как обычный коммерческий банк, берет на себя кредитный риск. Он может оказаться существенно выше, чем компания прогнозирует в своих финансовых моделях на данный момент. А ведь сколько банков пострадало из-за неожиданного роста просрочки именно по карточным кредитам в кризисные периоды...

Не исключено, что фактические результаты Qiwi будут такими, как и рассчитывает компания, но в глазах инвесторов риск существует, а значит, он должен отразиться в более низкой стоимости акции. Наконец, успех проекта будет виден только через несколько лет, а так как однозначного мнения о нем у инвесторов пока нет, то и покупать сейчас акции Qiwi не стоит. При этом мы продолжим внимательно следить за работой компании и, как только увидим устойчивые позитивные тенденции, возможно, опять повысим рекомендацию до «покупать».

рейтинги forbes
Новости партнеров