«У нас нет проблем в России»: что будет с PayPal после отделения от eBay
20 июля 2015 года глобальная PayPal завершила процедуру разделения с eBay Inc., в состав которой входила с 2002 года, и тут же вернулась на NASDAQ в качестве независимой компании (через неделю торгов капитализация PayPal была выше, чем у eBay, в 1,3 раза). Как развивается бизнес компании в России и как скажется на нем отделение от интернет-аукциона?
«Питера Тиля я не встречал. Илона Маска видел. Правда, не в офисе, а на конференции», — говорит Владимир Малюгин, председатель правления PayPal Russia. После отделения, по его словам, ничего не изменилось. «Я и раньше подчинялся главе европейского PayPal. Коллеги из российского eBay переехали в офис в Москва-Сити, но скоро вернутся, займут отдельный этаж в этом же бизнес-центре», — поясняет Малюгин.
Разделение назрело давно. Если в момент поглощения платежной системы PayPal, созданной Питером Тилем, Максом Левчиным и Илоном Маском, на eBay приходилась львиная доля проводимых платежей, то в последние несколько лет ситуация сильно изменилась.
В России на eBay приходится менее 50% платежей через PayPal, на глобальном уровне – не более 30%.
На отделении сервиса давно настаивали и миноритарий eBay Карл Айкан, и Илон Маск, заработавший на продаже своей доли в PayPal начальный капитал для своих следующих проектов. Весной 2014 года он категорично заявил в интервью американскому Forbes, что PayPal «будет разорван на куски Amazon Payments, Apple или дерзкими стартапами, если останется частью eBay».
Финансовые технологии – одно из самых перспективных направлений, и желающих на нем заработать много. Сервис онлайн-кредитования Affirm, новый проект Макса Левчина, в мае 2015 года привлек $275 млн от инвесторов. Юрий Мильнер собирался вложиться в сервис онлайн-платежей Stripe. Сам PayPal в начале июля объявил о покупке онлайн-системы денежных переводов Xoom за $890 млн и намерен купить платформу Paydiant, позволяющую ритейлерам создавать свои мобильные кошельки. «Разделение дает обеим компаниям возможность развиваться с присущей им динамикой, — говорит Малюгин. – Если говорить о платежах, глобальный PayPal в прошлом году вырос на 26%, до $235 млрд, а направление мобильных платежей – на 68%, до $46 млрд. Теперь мы можем сконцентрировать все ресурсы на таких вот многообещающих направлениях».
Раньше Малюгин отвечал за развитие производителя смартфонов HTC на Ближнем Востоке и в Африке. В российский PayPal он пришел осенью 2012 года, за полгода до того как компания получила лицензию небанковской кредитной организации (это дало возможность не только оплачивать покупки в рублях, но и получать и выводить деньги на счет в банке). Говорит, что тогда сразу несколько платежных систем искали менеджера с опытом работы на разных рынках. И все собеседники скептически отзывались о шансах PayPal в России – мол, он зависят от eBay и неповоротлив. «Это подогрело мой интерес к предложению PayPal», — смеется Малюгин.
К моменту выхода PayPal на рынок российские платежные сервисы уже предложили пользователям все основные услуги: денежные переводы, оплату ЖКУ, квитанций, государственных услуг, платежи в интернет-магазинах. «С тех пор популярность разных методов онлайн-оплаты в целом выросла, но кардинально картина не поменялась. И сейчас большинство сайтов принимают платежи с банковских карт — 89%, из кошельков в Яндекс.Деньгах — 47%, WebMoney — 44%, Qiwi — 39%, PayPal — 8%, RBK Money — 3%, — приводит данные исследования аналитиков «Яндекса» Евгения Арнаутова, пресс-секретарь Яндекс.Денег. — У PayPal есть перспективы в определенных нишах, например там, где российский продавец должен принимать деньги из-за границы».
Сегодня у PayPal уже 2 млн активных российских пользователей.
Комиссия – от 2,9% до 3,9% — взимается с поставщиков товаров и услуг (мерчантов), с покупателей при оплате со своего виртуального кошелька PayPal ничего не берут. При этом PayPal берет на себя проверку мерчантов и урегулирование отношений с ними – срок приема претензий за не тот или не того качества товар не так давно продлили с 45 до 180 дней. «В глобальном колл-центре в Ирландии сейчас работает сотня русскоязычных операторов. Мы не разглашаем выручку, но бизнес в России развивается быстро», — говорит Малюгин.
Отношения с другими системами электронных платежей Малюгин считает конструктивными – например, российский офис PayPal способствовал соглашению о сотрудничестве eBay с Qiwi. С ноября 2014 года электронный кошелек Visa Qiwi Wallet стал одной из платежных опций при покупке товаров на eBay. «Платежи на eBay через Qiwi обрабатываются платежной системой PayPal — это оптимальная схема, обеспечивающая удобство и оперативность расчетов с продавцами, представленными на интернет-аукционе. Компаниям потребовалось значительное время для выстраивания структуры сотрудничества, так как отношения трехсторонние», — говорит Константин Кольцов, руководитель департамента по связям с общественностью группы Qiwi.
Россия – единственная страна, где PayPal дает пользователям возможность пополнять счет наличными в офлайне (это можно сделать в салонах «Евросети» и «Связного», в том числе через терминалы).
По словам Малюгина, кроме традиции вносить деньги на счет через терминал, российские пользователи по своему поведению практически не отличаются от европейцев или американцев. «Миф о доминировании кеша в России развеивают наши исследования. Только в наличных деньги держат всего 5% онлайн-пользователей, более 70% уже пополняют баланс мобильного не кешем», — отмечает он. В феврале совместное исследование с компанией Data Insight показало, что количество тех, кто оплачивает онлайн-покупки в сети, выросло с 50% до 63%, количество p2p платежей (от пользователя пользователю, например, когда коллеги скидываются кому-то на подарок) выросло с 32% до 49%. Российский рынок онлайн-торговли сейчас оценивается в $11 млрд, плюс $4-5 млрд приходится на трансграничную торговлю. Сегодня почти каждое второе мобильное устройство в России хотя бы раз использовалось для платежей онлайн. И 7% тех, кто платит онлайн, делают это только с мобильного устройства.
quote_block node/253473
Быстрые темпы роста платежей с мобильного отмечают и в Яндекс.Деньгах: за год доля таких платежей в общем обороте этого сервиса выросла на 50%, сейчас самый высокий показатель оплат с мобильного в двух категориях — денежные переводы и погашение штрафов ГИБДД (здесь каждый третий платеж идет со смартфона). Растет популярность платежей за ЖКУ, налоги, штрафы и прочие городские и государственные услуги. В Qiwi отмечают еще и рост платежей в адрес банков. По данным опроса TNS, когда-либо электронными деньгами пользовались 82% респондентов (россияне в возрасте 20-44 лет из городов с населением от 700 000 человек), при этом Яндекс.Деньгами пользуются 44% респондентов, Webmoney — 43%, Qiwi — 36%, PayPal — 35%. А по данным Synovate Comcon, в первом квартале 2015 года минимум раз в месяц 44% пользователей электронных кошельков совершали платеж через Qiwi, 20% — через Яндекс.Деньги, 9% — через Webmoney и 8,8% — через PayPal. «Многие пользователи электронных платежных сервисов выбирают сразу несколько продуктов и используют каждый под конкретные нужды», — отмечает Кольцов из Qiwi.
Как сделать так, чтобы доля онлайн-платежей выросла? «Есть исследование, в котором утверждается, что, когда человек совершает платеж, в мозгу задействуются центры боли. Надо эту процедуру максимально упростить, сделать удобной», — формулирует главный вызов для PayPal Малюгин.
По его словам, никаких особенных трудностей на российском рынке у компании нет. Недавний скандал с доктором Лизой, когда «Известия» написали о том, что ее фонд «Справедливая помощь», собиравший средства для помощи детям Донбасса, не смог подключиться к системе, Малюгин объясняет техническим отказом — для заведения в систему благотворительных фондов требуется больше документов, чем по обычным мерчантам. «Мы связались с фондом сразу же, как узнали об их проблеме. Сейчас они проходят онбординг, — говорит глава российского PayPal. – У нас нет никаких проблем в России в связи с тем, что мы американская компания».