Потрепанные состояния: как обеднели российские миллиардеры за время пандемии и из-за разрыва сделки ОПЕК+

Падение на глобальных площадках из-за коронавируса началось за несколько недель до объявления пандемии — в середине февраля. С 19 февраля, когда началось снижение, и по 20 марта, когда наступил разворот, индекс широкого рынка акций США упал на 33,10%. Аналогичный индекс Европы — на 39,95%.
На российском фондовом рынке падение ускорилось после 6 марта. Вечером этого дня стало известно о развале сделки между ОПЕК и Россией, и нефть ушла в крутое пике. Если на закрытии 6 марта за баррель марки Brent давали более $45, то 30 марта нефть опускалась ниже $22. Все это негативно сказалось на котировках нефтегазовых компаний и российских компаний в целом.
К началу марта последствия коронавируса начал ощущать не только российский бизнес, ориентированный на экспорт. С 10 марта в Москве начался переход на мягкий вариант карантина. Сначала свернули все массовые мероприятия, потом ввели самоизоляцию для пенсионеров, закрыли фитнес-центры, все магазины, кроме продуктовых. С 30 марта режим самоизоляции стал обязательным для всех москвичей. Такой же режим был введен во многих других регионах, а в России объявлен нерабочий месяц.
Чтобы оценить последствия от пандемии, прихода коронавируса в Россию и развала сделки ОПЕК+ для российских миллиардеров, мы изучили, насколько изменилось состояние российских участников рейтинга Forbes Real-Time с 9 марта до 7 апреля 2020.
За изучаемый месяц российских миллиардеров в списке стало на пять меньше. Рейтинг покинули: совладелец и глава группы «Содружество» Александр Луценко, председатель совета директоров концерна «Россиум» Роман Авдеев, член совета директоров группы «Сафмар» Саид Гуцериев, совладелец и глава группы ЛСР Андрей Молчанов и председатель совета директоров банка «Национальный стандарт» Лев Кветной.
У 68 миллиардеров состояние сократилось, причем у 15 — на миллиард долларов и более, и лишь у троих — увеличилось. Но масштабы этого увеличения — несколько сотен миллионов долларов. Они несопоставимы с тем, насколько упали в цене активы некоторых бизнесменов и владельцев бизнеса.
Совокупное состояние всех российских миллиардеров в рейтинге Forbes Real-Time на 6 марта — $457 млрд. Спустя месяц совокупное состояние всех российских участников списка было уже $412 млрд.
Подробнее о тех, кто понес самые чувствительные потери, а кто выиграл, читайте в нашей галерее.
Владимир Потанин, -$3,8 млрд
Самые большие потери за месяц понес Владимир Потанин, в этом году возгавивший российскую часть рейтинга миллиардеров Forbes: с 9 марта 2020 года его состояние сократилось на $3,8 млрд, то есть на 14%. Это, однако, не помешало совладельцу «Норникеля» остаться самым богатым человеком в России, с состоянием в $22,7 млрд (на 7 апреля).
В начале апреля в интервью «Комсомольской правде» Потанин заявлял, что предложил перенести выплату дивидендов акционерам «Норникеля» на более поздний срок, чтобы «не раздражать людей высокими дивидендами» во время кризиса, но не нашел поддержки у другого совладельца — «Русала» (как стало известно во вторник, за 2019 год «Норникель» может выплатить акционерам в общей сложности $4,8 млрд). За месяц котировки компании просели на 9,1%.
Вагит Алекперов, -$2,9 млрд
Почти $2,9 млрд, или 13% своего состояния, потерял за прошедший месяц президент и совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов. С активами на $19,2 млрд Алекперов покинул тройку богатейших людей России в рейтинге Forbes Real-Time, уступив Леониду Михельсону ($20,2 млрд) и Владимиру Лисину ($19,9 млрд), чьи состояния сократились не настолько сильно. Акции «Лукойла» на Московской бирже за месяц подешевели на 8,5%.
Искандер Махмудов, -$2 млрд
Президент Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов — третий по сумме потерь. Его состояние сократилось примерно на 20%, до $8,6 млрд.
Леонид Михельсон, -$1,8 млрд
Предправления «Новатэка» Леонид Михельсон за месяц потерял $1,8 млрд, или 8% своего состояния.
Андрей Козицын, -$1,7 млрд
Замыкает топ-5 миллиардеров по потерям гендиректор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын, чье состояние сократилось на $1,7 млрд, или на 22% — до $6 млрд.
Геннадий Тимченко и Самвел Карапетян, -$1,5 млрд
По $1,5 млрд делят между собой владелец Volga Group Геннадий Тимченко и президент группы компаний «Ташир» Самвел Карапетян. Оба потеряли по $1,5 млрд, правда, последствия для них несопоставимы. Тимченко лишился около 8% состояния на начало марта и при этом остался шестым в списке миллиардеров Forbes. Во вторник его представитель заявил, что Тимченко направил более 1,3 млрд рублей на помощь в борьбе с пандемией коронавируса, а именно — на закупку медицинского оборудования, в том числе аппаратов ИВЛ и компьютерных томографов, а также масок, перчаток и антисептиков для медицинских работников.
А вот состояние Карапетяна сократилось более чем на 40% (сейчас его активы оцениваются в $2,2 млрд). Президент «Ташира» — абсолютный лидер по потерям за месяц, если оценивать в доле утраченного состояния. Структуры «Ташира», среди прочего, сдают в аренду площади в собственных торговых центрах «Рио», управляют сетью кинотеатров и ресторанов, занимаются строительством и оптовой торговлей, то есть многие объекты в их управлении должны были пострадать от пандемии и карантина.
Зарах Илиев и Год Нисанов, -$1,3 млрд
По $1,3 млрд потеряли управляющие коммерческой недвижимостью — совладельцы девелоперской компании «Киевская площадь» Зарах Илиев и Год Нисанов. Оба за месяц лишились трети своего состояния, сейчас оно состоавляет по $2,4 млрд. «Киевская площадь» владеет 13 млн кв. м торговых площадей, 348 000 кв. м складов и гостиницей «Украина» на 1500 номеров. Ей принадлежат крупнейшие в Москве вещевые рынки «Садовод», «Москва», «Южные ворота», ТЦ «Европейский», а также крупнейший в Европе комплекс торговли продовольствием — «Фуд Сити».
Олег Дерипаска, -$1,25 млрд
Трети своего состояния за прошедший месяц лишился также Олег Дерипаска, потерявший $1,25 млрд. Сейчас активы совладельца En+ оцениваются в $2,5 млрд. В середине марта бизнесмен предлагал на два месяца полностью закрыть границы России для иностранцев и заявлял, что последствия эпидемии для власти могут быть серьезнее, «чем развал страны в 1991 году». Позже Дерипаска профинансировал строительство в Иркутской области трех специализированных больниц для борьбы с коронавирусом.
Леонид Федун, -$1,2 млрд
Вице-президент «Лукойла» Леонид Федун потерял $1,2 млрд, или 13% своего состояния, которое теперь оценивается в $8,1 млрд.
Михаил Фридман, -$1,14 млрд
Совладелец LetterOne Holdings и «Альфа-Групп» Михаил Фридман лишился $1,14 млрд, или около 8% своего состояния. Среди российских миллиардеров он остается восьмым по размеру состояния. В конце марта Фридман с другими акционерами консорциума «Альфа-групп» (Германом Ханом и Алексеем Кузьмичевым) решили передать годовую прибыль инвестиционной компании А1 — 1 млрд рублей — оперативному штабу по борьбе с коронавирусом.
Кто приумножил активы: Сулейман Керимов, +$0,5 млрд
Сулейман Керимов, чья семья владеет более 82% акций золотодобывающей компании «Полюс» и Международным аэропортом Махачкала, стал одним из трех российских миллиардеров, чье состояние за месяц увеличилось — приблизительно на $500 млн (4%), до $13,2 млрд.
Вячеслав Кантор, +$0,1 млрд
Второй после Керимова по приросту активов — основной владелец производителя минеральных удобрений «Акрон» Вячеслав Кантор, чье состояние выросло на $100 млн (2%) — до $4,2 млрд.
Александр Несис, +$66 млн
Третий «счастливчик» — президент группы ИСТ Александр Несис, чьи активы подорожали на $66 млн (3%) — до $2,5 млрд.