
Андрей Андреев
Место: 107
Состояние: $900 млн
Интернет-гений. Сделав несколько проектов «для внутренного пользования» вроде «Бегуна» и «Мамбы», Андреев переехал жить в Лондон и создал глобальную сеть знакомств Badoo. Сам он характеризует последний проект как «систему поиска новых людей, общения и развлечений, основанную на геолокации». Главный приоритет в развитии — выход на американский рынок.
Подробнее о бизнесе Андреева читайте в материале «Миллиард за знакомство».
Вячеслав Мирилашвили
Место: 100
Состояние: $950 млн
Один из основателей социальной сети «ВКонтакте», вложивший в проект своего одноклассника Павла Дурова $30 000. Деньги Вячеслав одолжил у одной из компаний отца — известного петербургского бизнесмена Михаила Мирилашвили. За первые несколько дней работы никому не известная социальная сеть набрала более 2000 пользователей, а за первый год — 3 млн, что привлекло внимание более серьезных инвесторов.
Подробнее об истории создания «ВКонтакте» читайте в материале «Код Павла Дурова».
Иван Таврин
Место: 188
Состояние: $500 млн
В 21 год основал рекламное агентство «Констракт Регион», работающее на рынке региональной рекламы. Затем начал скупать теле- и радиостанции в регионах. Продав вместе с другими партнерами телеканал ТВ-3 холдингу «ПрофМедиа» Владимира Потанина, Таврин вновь стал приобретать активы в регионах. В 2009 году объединил свой бизнес с медиактивами Алишера Усманова в ЮТВ Холдинг, который управляет телеканалами Disney и МУЗ.
Леонид Богуславский
Место: 191
Состояние: $450 млн
Доктор технических наук, занимался научными исследованиями. В 2000 году возглавил фонд, ставший акционером «Яндекса» и Ozon.ru. Кроме того, в инвестиционном портфеле Богуславского Biglion (купонный сервис), ivi.ru (видеосервис), «Аймобилко» (магазин цифрового контента), iContext (контекстная реклама). Профинансировав все, что только можно, в Рунете, бизнесмен ищет новые идеи во Вьетнаме и США.
Также читайте колонку Леонида Богуславского «Как не ошибиться с командой для интернет-стартапа».
Роман Троценко
Место: 104
Состояние: $950 млн
Президент государственной Объединенной судостроительной корпорации и основатель «АЕОН Корпорейшн» занялся бизнесом еще студентом и стал миллионером в возрасте 22 лет. В 1990-е Троценко занимается финансовыми операциями, в 2000-е концентрируется на транспорте и недвижимости. Сейчас «АЕОН Корпорейшн» управляет семью региональными аэропортами, судостроительными заводами в Москве и Рыбинске, двумя речными портами, «Столичной судоходной компанией» и «Московским речным пароходством».
Подробнее о становлении бизнеса Троценко читайте в материале «Речной волк».
Вадим Викулов
Место: 170
Состояние: $550 млн
Выпускник Ленинградского инженерного морского училища успел поработать в системе «Совфрахта», монопольного агента на фрахтование тоннажа для внешней торговли. Этот опыт пригодился ему в 1990-е, когда Викулов стал самостоятельно заниматься фрахтовыми и торговыми операциями. Первоначально бизнесмен торговал нефтепродуктами, но потом решил сделать ставку на сельхозпродукцию. Подконтрольный Викулову холдинг «Астон» — производитель и экспортер растительного масла и зерна.
Евгений Сур (на фотографии), Владимир Костылев
Состояние: по $750 млн
Владимир Костылев и Евгений Сур познакомились на БАМе, где в составе одного отряда строительного треста возводили мосты. «Мост» — так называлась первая их компания, зарегистрированная в 1991 году в Амурской области, так же называется их холдинг с оборотом 70 млрд рублей и численностью сотрудников 25 000 человек и сейчас. Выбившись в лидеры по строительству железнодорожных мостов, Сур и Костылев купили вместе с оборудованием крупнейшего российского строителя тоннелей. В результате в портфеле заказов СК «Мост» — крупнейший в мире вантовый мост на остров Русский во Владивостоке и многомиллиардные контракты с РЖД по строительству тоннелей для дорог олимпийского Сочи.
Владимир Щербаков
Место: 166
Состояние: $600 млн
Сделал блестящую карьеру в советские времена: в 1990 году в возрасте 40 лет Щербаков был назначен первым заместителем премьер-министра СССР — председателем Госплана. Но и после развала Советского Союза он не растерялся. В 1991 году Щербаков организовал Международный фонд инвестиций и приватизации, который оказывал помощь в приватизации предприятий в России и бывших союзных республиках. Через пять лет им был создан холдинг «Автотор», который собирает иномарки в Калининградской области по льготам Особой экономической зоны. По итогам прошлого года «Автотор» стал вторым после АвтоВАЗа российским производителем автомобилей.
Яков Голдовский
Место: 113
Состояние: $850 млн
Имя создателя нефтехимического холдинга «Сибур» Якова Голдовского не сходило с первых полос газет в 2001 году. Тогда «Газпром» обвинил бизнесмена в том, что тот лишил концерн контроля в «Сибуре». Голдовского арестовали прямо в приемной предправления «Газпрома» Алексея Миллера. Проведя больше полугода в СИЗО, бизнесмен согласился продать «Газпрому» все нефхетимические активы в России и вышел на свободу. Но бизнес не забросил: все в той же нефтехимической отрасли Голдовскому принадлежит теперь целый ряд компаний, включая НПЗ в Румынии и нижегородскую ГК «Корунд».
Айрат Шаймиев
Место: 126
Состояние: $800 млн
Появление сына первого президента Татарстана в списке Forbes идеально подходит под определение «когда тайное становится явным». Вслед за своим братом Радиком Айрат Шаймиев проявился в официальных документах как акционер группы ТАИФ, собравшей все сливки промышленности Татарстана. А значит, автократические режимы 1990-2000-х в Башкирии и Татарии обеспечили места в Forbes трем наследникам: Уралу Рахимову, Айрату и Радику Шаймиевым.
Виталий Юсуфов
Место: 144
Состояние: $700 млн
Сын Игоря Юсуфова, бывшего министра энергетики и спецпредставителя президента по энергетическому сотрудничеству. В 22 года Виталий стал помощником гендиректора «Газэкспорта» Александра Медведева. Затем последовала стремительная карьера в газовом проекте Nord Stream и вот уже собственные инвестиции в немецкие верфи Nordic Yards. Где Юсуфов взял деньги? Он утверждает, что заработал на фондовом рынке. В 2010 году Юсуфов стал временным акционером Банка Москвы, и с каждым днем его роль в сделке по переходу банка под контроль ВТБ становилась все запутаннее — от просто «подержать» до обвинений, заявленных Андреем Бородиным, что отец и сын Юсуфовы работают в интересах президента Дмитрия Медведева (сами они это опровергли).
Подробнее о бизнесе Юсуфовых читайте в материале «Игорь Юсуфов: этапы большого пути».
